Главная > Четвертый Путь > Что такое формирующий аппарат

Что такое формирующий аппарат


Соглано большинству источников, формирующий центр, или аппарат — механическая часть интеллектуального центра.

«Механическая часть интеллектуального центра имеет специальное название.
Иногда о ней  говорят как об особом центре,  и  в этом случае он  называется
формирующим центром, или формирующим аппаратом. Большинство людей используют
только эту часть; они никогда не  используют лучшие  части интеллектуального
центра. Но идеи настоящей системы или подобные же идеи вообще не  могут быть
поняты   формирующим  аппаратом.  Формирующий  аппарат  имеет   определенные
пределы. Одной из его особенностей является то, что он сравнивает только две
вещи, как будто  на  какой-то  особой границе  существуют  только две  вещи.
Затем, формирующий центр любит мыслить в крайностях; например, либо он знает
все, либо  не знает ничего.  Другая  его  особенность  — немедленно  искать
противоположное. Вы  можете отыскать много  примеров  формирующего мышления.
Например,  если я говорю, что вы  должны  сделать это или должны сделать то,
люди отвечают:

«Но вы сказали, что мы не можем делать!» Если я говорю, что это требует
силы воли, они  отвечают: «Каким  образом,  если мы не имеем воли?»  Если  я
говорю о бытии  более сознательном или менее  сознательном, люди  возражают:
«Но мы не имеем сознания!» Все это примеры формирующего мышления.
В.  Можете  ли  вы  дать  пример  правильно  применяемого  формирующего
аппарата?
О. Если интеллектуальный центр работает нормально, то есть, если другие
части выполняют свою работу,  формирующий центр совершает свою работу вполне
правильно.  Это регистрирующий аппарат. Мы озабочены только его неправильной
работой. Это  относится  не  только к  формирующему  аппарату,  но  ко  всем
механическим частям центров Только когда они  начинают работать неправильно,
они  становятся  опасными.  Поэтому  нет необходимости  беспокоиться  об  их
правильной  работе; беспокойство должно  быть  направлено  на ликвидацию  их
неправильной   работы.

П.Д.Успенский. «Четвертый путь»
http://lib.ru/URIKOVA/USPENSKIJ/chetwertyj.txt_Piece40.06

* * *

В то же время у К.Нотта встречается несколько другое описание:

«Однажды на занятиях в студии Гурджиев сказал: «Я вижу, что некоторым не все ясно в отношении того, что вы называете формирующим «центром». Это вовсе не центр, это аппарат. Он состоит из ряда машин, связанных с центрами.

Импульсы из одного центра проходят через формирующий аппарат, и если ассоциированные мысли, чувства или ощущения достаточно сильны, то они устанавливают соответствующие ассоциации в другом центре. Ассоциации между центрами проводятся через связи формирующего аппарата. Центры состоят из, так сказать, одушевленной материи, формирующий аппарат — нет; это машина, вместе с которой мы рождаемся».

Он привел в качестве примера фабрику с различными отделениями и компаньонами — центрами. На фабрике есть контора, находящаяся в ведении секретаря. В нас контора —

это формирующий аппарат, а секретарь — наше воспитание и образование, автоматически приобретенные нами взгляды. Все сообщения извне, между отделениями и между компаньонами попадают в контору и передаются секретарем вместе со всеми ссылками и соответствующей корреспонденцией. Однако секретарь ленива и склонна поддаваться грезам; она нажимает не на ту кнопку, смешивает сообщения. Так же у нас работает формирующий аппарат

Эта беседа со временем многое для меня прояснила. Мы зависим от этого секретаря. Случайные толчки запускают в нас какие-то процессы, и мы говорим, говорим — или пишем! Есть такие, кто говорит беспрерывно, как граммофонная пластинка, застрявшая на одном месте; и не только зазывалы на рынках и ярмарках, интеллектуалы и политики, но и многие прекрасные добропорядочные люди извергают бесконечные потоки слов».

Учение Гурджиева. Дневник ученика
Автор: К.С. Нотт

http://numen.ru/index.php?section=library&text=806&page=1

*

«С другой стороны, в одной из лекций Гурджиева (Приёре, 29 января 1923 г.) говорится прямо «… Это наш мыслительный центр, то есть наш формирующий аппарат». Однако, сложно себе представить, как двигательные или эмоциональные автоматизмы проходят через ментальный центр».

Из форума

* * *

К.Риордан тоже говорит именно об интеллектуальном центре в связи с формирующим аппаратом:

«Эта часть интеллектуального центра называется формирующим
центром, или формирующим аппаратом. Когда она узурпирует
работу всего интеллектуального центра, то в результате
происходит «формирующее мышление», характеризующееся
готовыми фразами и призывами, сравнением черного с белым,
правильного с неправильным, того и другого, так как
отсутствует глубина и тонкость интеллектуальной мысли».

http://numen.ru/index.php?section=library&text=847&page=1

* * *

Нашел у себя книгу Нотта на английском. Teachings of Gurdjieff. A Pupil’s Journal. by C.S.Nott.1982. Приведенный выше отрывок на стр. 58 и 59. С переводом никаких проблем не обнаружил.

Складывается впечатление, что под ф.а. подразумевается набор стереотипных ассоциаций и эмоций — шаблоны восприятия и реагирования. По сути, это механизмы, составляющие личность и подсоединенные к центрам. Достаточно сильная эмоция передается через ф.а. в интеллектуальный центр и вызывает там соответствующую ассоциацию (и наоборот — мысль может вызвать отклик в эмоциональном центре).

Тогда в случае, скажем, с интеллектуальным центрам этот механизм обеспечивает самые простые рассудочные операции. Видимо, чтобы выйти за пределы стереотипов и привычек, нужно задействовать более высокие уровни интеллектуального центра. Другими словами, ф.а. подсоединен к низким частям центров. И действительно, как кажется, более сложные мысли и глубокие переживания могут отталкиваться от стереотипных (связанных с ф.а.), но все же не возникают на том же уровне.

Что-то в этом роде, хотя полной уверенности нет…

* * *

Жажда жить это просто желание твоего «я», связанного с инстинктивным центром. Если Дух в тебе, то ему все равно как проявить себя, жив ты или нет.. Он бесмертное начало и конец. Жажда жить это «я».

Инстинктивный центр возник, видимо, без участия Духа, раз Духу все равно, жив ты или нет?

* * *

[Формирующий аппарат и двигательный центр]

Группа мышц, через которые работает двигательный  центр, недоступна формирующему аппарату и не  подчинена  ему. Но в случае временной остановки  двигательного  центра формирующему  аппарату дается  группа  мышц, на  которые он может влиять и с помощью  которых  может  приводить  в  действие  дыхательный  механизм.  Но, конечно, его работа будет протекать хуже: чем работа двигательного центра, и недолго.  Вы читали книги о «дыхании йоги»,  слышали или  читали  об  особом дыхании, связанном  с «умной  молитвой» в православных монастырях.  Все  это одно и то же. Дыхание, исходящее из формирующего аппарата, — это не дыхание, а «вздутие». Идея здесь та, что если  человек достаточно долго и часто дышит таким образом при помощи формирующего  аппарата, двигательный центр, который в течение этого периода остается в бездействии,  может устать от бездействия и начать  работать, как бы  «подражая» формирующему аппарату. В  самом деле, так иногда бывает.

ПДУ.ВПЧ.

* * *

Формирующее мышление и «лунатики»

О. “Лунатик” — это человек, который всегда гоняется за ложными ценностями, который не умеет разбираться. Он всегда является формирующим. Формирующее мышление всегда дефективно, а лунатики особенно преданы формирующему мышлению, это их главная болезнь. Имеется много различных путей быть формирующим.

ПДУ.ЧП.Гл.12

* * *

[Обсуждение в форуме]

Реклама
  1. Октябрь 1, 2014 в 10:08

    Мы всегда создаём мнения внутри сущности. Всякое влияние механично возбуждает соответствующее мнение. Вы можете любить меня механически; и таким образом механически регистрируете это впечатление обо мне. Но это не вы. Это впечатление приходит не от сознания; оно приходит механически. Симпатия и антипатия – это вопрос соответствия типов; глубоко внутри вы любите меня, и, хотя знаете умом, что я – плохой человек, что я не заслуживаю вашего расположения, вы не в состоянии разлюбить меня. Или ещё: вы можете видеть, что я хороший человек, но вы меня не любите и таким образом дело остаётся на прежнем месте.

    Но можно и не создавать внутренних мнений. В настоящее время вы не способны сделать это, потому что ваша сущность представляет собой функцию. Сущность состоит из многих центров, но личность имеет только один центр — формирующий аппарат.

    — Взгляды из Реального Мира

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s