Главная > Суфизм, Четвертый Путь > Сознание и Луч Творения

Сознание и Луч Творения


Самовспоминание и Луч Творения.

«Что наверху, то и внизу». Микрокосм — отражение Макрокосма. Существует ли аналог Луча Творения в человеке? *

Планеты и солнца мы в себе вряд ли обнаружим, но один кандидат на полномочное представительство Л.Т. в человеке все же есть. Это — сознание (с сопутствующими концепциями самосознания,  осознанности и самовспоминания).

В теме «Структура сознания» я сравнивал сознание с мираджем , то есть восхождением от частного к всеобщему:

Словом ми’радж (буквально означает «лестница») описывают странствие Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небо. По отношению к Аллаху в Коране употребляется эпитет «обладатель лестниц» или «обладатель ступеней» (К.70:3).  

Подобный образ встречается и в Библии — это лестница пророка Иакова (Бытие 28,12), по которой ангелы поднимаются на небеса.

Зикр, как и самовспоминание, может быть понят через метафору восхождения по ступеням лестницы.

Человек в обычном состоянии пребывает в основании лестницы, он отождествлен с тварным миром, и сам является предметом среди других предметов.

Более высокие ступени лестницы это более высокие степени сознания. Происходит восхождение в «ангельский мир», где Реальность более проявлена. Вспоминая себя (или Себя — то есть Реальное в себе), человек начинает ощущать единство. Разрозненные объекты объединяются в осмысленные категории. Мир и все в нем наполняется более высоким смыслом, проблемы разрешаются, человек перестает ощущать себя как отделенное от Природы испуганное существо. Все это переживается как особая и интенсивная эмоция, как постижение Бога.

https://wayter.wordpress.com/2009/06/01/zikr-2/

В Луче Творения нижние миры являются частью верхних. Аналогичным образом, отдельные объекты объединяются в понятия нашим сознанием.

Законы верхнего мира управляют также и нижним. А в математике и логике (которые отражают работу сознания) множества более высокого уровня иерархии тоже «управляют» ими, передают качества, или атрибуты, объектам или множествам более низкого уровня (наследование признаков, как, например, в классификации животных).

Сознание подобно лучу, творящему мир человека: через чувственное восприятие конкретного предмета (зрение, слух, осязание) — к идее, к всеобщему закону, который управляет этим предметом. Именно так нам открывается смысл предмета: как его связи с другими объектами** и как его место в иерархии миров, или множеств.

Помнить себя означает видеть смысл ситуации и видеть себя в этой ситуациии. Для подлинного понимания смысла требуется, чтобы луч творения, проникающий сознание, шел от самого начала (конкретного и частного) до самого, по возможности, конца — достигая целостного и всеобщего. То есть необходимо целостное видение ситуации.

К теме «почему так трудно помнить себя»:

Иногда инструкции по самовспоминанию воспринимаются слишком буквально и упрощенно. Например, человек ограничивается идеей, что точка самонаблюдения должна быть в районе затылка или что помнить нужно именно себя — как свое тело. Это обедняет концепцию и прерывает «луч творения». Что, в свою очередь, затрудняет самовспоминание: мы лишаемся, т.ск., энергии миров, близких к Абсолюту, и не в состоянии увидеть «высший смысл» происходящего.

* * *

Самовспоминание это возможность, потенциал, а не конечная цель. С. дает возможность, например, не забывать о том, что важно в данной ситуации, но само по себе не определяет в полной мере, что именно важно. (Я уже приводил пример с ЧПутчиками, которые пришли в гости в ханаку и вовсю помнили себя – одно загляденье, но при этом настолько увлеклись процессом самовспоминания, что в ситуации совершенно не ориентировались).

С. — потенциальная возможность видеть вещи, каковы они на самом деле, возможность наблюдать себя без защитных буферов ЛЛ. Но еще не само знание Реальности.

С. — это присутствие, но присутствие для чего?

* * *

В Луче Творения нижние миры являются частью верхних. Аналогичным образом, отдельные объекты объединяются в понятия нашим сознанием.

Законы верхнего мира управляют также и нижним. А в математике и логике (которые отражают работу сознания) множества более высокого уровня иерархии тоже «управляют» ими, передают качества, или атрибуты, объектам или множествам более низкого уровня (наследование признаков, как, например, в классификации животных).

Относительно связи теории множеств и иерархической модели устройства мира см. тему «Теория множеств, Луч творения, Законы 3-х и 7-и«:

Теория множеств явственно указывает на принципиальное единство бытия и на его иерархичность. Все объекты являются членами различных множеств, каждое множество может быть членом других множеств, и при этом все множества входят в множество всех множеств — логический Абсолют. Видимо, единобытие и иерархия уровней бытия — это примеры «фундаментальнейших понятий, данных нам природой».

Одна из основных концепций Традиции — учение о единобытии и иерархии уровней бытия. Примером является Луч творения (иерархия миров), как он описан у Гюрджиева — Успенского ( http://www.sufism.ru/4thway/books/4thway1.htm#39 ). Сходные концепции можно встретить и в других традиционных учениях: древо Сефирот в Каббале*, различные иерархические «миры» в суфизме, учение о эманации Божества в неоплатонизме.

http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=15668#15668

* * *

Поясните или проиллюстрируйте вашу мысль, если несложно. Какое отношение эти «стоянки» имеют к лучу творения? Хотелось бы увидеть объяснение на каком-то конкретном примере.

Луч Творения (и сходные концепции присутствуют во многих духовных учениях) может быть понят как описание развертывания первоначального единства в мир множественности.

Соотношение множественности и единства — основная тема в любой сфере, как научной, так и духовной. Множества — основа нашего восприятия мира. Теория множеств — основа формального (логическо-математического) постижения.

Луч Творения проявляет себя и в области психологии. Человеку присущи разные уровни бытия. Они все присутствуют в нем потенциально, но не все активно проявлены. Духовный Путь помогают человеку открыть в себе непроявленные более высокие уровни бытия, это восхождение к высшему бытию, то есть единобытию. Более высоким уровням соответствуют специфические особенности восприятия, эмоционального опыта, своя «энергия», своеобразная работа интеллекта и т.п.

Пример.

Всякая схема (вроде тех, что приведены на картинках)  весьма условна. Тем не менее, совсем без классификации трудно обойтись. В рамках суфийской традициии духовная работа начинается в нижнем уровне иерархии, это работа с нафсом, с эго, с нашей психологической данностью.

Возьмем для наглядности две крайние точки иерархии в психологии суфизма. «Внизу» это тауба, раскаяние, а «вверху» — фана, исчезновение или растворение.

Раскаяние связано с более «грубыми материями»*, с миром множественности. Здесь учитывается множество правил («законов»), нарушение которых запрещено. Присутствует дихотомия хорошего и плохого, правильного и неправильного, своих и чужих.

Фана подразумевает исчезновение различия между человеком и миром, это понятие из области единства, нет речи о противоположностях, правилах и противопоставлениях. Обычные логические принципы перестают работать, поскольку для интеллекта требуется различение субъекта и объекта,  а в фана это различие стирается. Здесь действуют другие принципы и энергии. Единство проявлено максимально.

Вопрос, возникший у меня по ходу: где на этой шкале находится самовспоминание или какова его роль в этой связи?

Как мне видится, самовспоминание — «агент» более высоких уровней бытия, оно позволяет поддерживать психологическое единство. У психики все время есть искушение отождествления с частичным, а самовспоминание протводействует этой тенденции, даже когда психика пребывает внизу иерархии, в мире множественности,  и увлечена обычными впечатлениями и переживаниями.

Детальное описание иерархии внутреннего бытия можно найти в книге Дж. Нурбахша «Психология суфизма», она есть в сети. (Основная структура иерархии: приказывающий нафс, порицающий нафс, или совесть, успокоенный нафс, сердце, дух, скрытое…) http://psylib.org.ua/books/nurbj01/index.htm

Некоторое представление можно получить также из «Суфийской игры» на нашем сайте. www.sufism.ru/sufi_game

———————
* В раскаянии тоже возможны различные уровни. То, что я пишу, представляет собой некоторое упрощение.

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Смыслова
    Май 7, 2011 в 09:05

    Выскажу лишь свою субъективную точку зрения. Луч Творения (ЛТ) присутствует абсолютно во всём и везде. Представлен он многослойно, подобно матрёшкам: одна система — внутри другой, образуя цельное и нераздельное Единство. Примеры «с лестницами» удачны, потому что всё развивается по принципу: «от малого — к большему», «от простого — к сложному». Но мне лично нравится образ с конусом, где его острие — это точка, из которой всё и разворачивается, а расходящиеся как бы от него лучи, слитые вместе, образуют его широкую часть, а именно существующий на данный момент status quo. Вот это острие конуса и есть ЛТ, который творит себя сам, разворачиваясь и расширяясь всё больше и больше. Эта точка сама по себе бесконечна и в обратном векторе, то есть уходит и вглубь себя. Это то место, где и «скрыт» Бог, хотя и присутствует во всём. «Царство Бога внутри тебя есть». Примеры: зигота, внутри которой ДНК, а внутри ДНК ещё что-то и т. д. Семя виноградное, из которого потом вырастает виноград и из которого потом сделают вино. Примеров бесконечное множество. Очевидно одно: все системы развиваются из малого (из точки), превращаясь в большее. Все эти «точки», обладающие огромными возможностями, образуют собой цельное полотно Реальности, ткань самой Жизни, подобно мозаике…

  2. Смыслова
    Май 7, 2011 в 09:07

    Извините, забыла вставить в свой предыдущий комментарий цитату из данной статьи, на который и попыталась ответить:

    Цитата из статьи:

    «Что наверху, то и внизу». Микрокосм – отражение Макрокосма. Существует ли аналог Луча Творения в человеке? *

  3. Май 10, 2011 в 10:27

    Если можно провести аналогию между Лучой Творения и волной (волновой характер света), то получается, что переменные вдоль линии направления волны возвращают одинаковое значение функции, единое для всех различных значений переменной. Таким образом через множественность переменных как-бы «проявляется» функция.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s