Главная > Суфизм, Традиция, Человек > Современность как насущная проблема

Современность как насущная проблема


Никогда еще современность не представала перед человеком в качестве самостоятельной и серьезной проблемы.

Когда-то основным вопросом философии полагали проблему отношении материи и сознания. Вопрос о смысле современности кажется сегодня более актуальным, и он затрагивает не только философию, но и все области духовной жизни, как и наше повседневное существование.

Ранее эпохи, сменявшие друг друга, отличались лишь более или менее поверхностными особенностями и, пожалуй, степенью жестокости. И в случае особой бесчеловечности завоевателей или правителя  возникало ощущение небывалости и скорого конца света. Но по сути одна эпоха была похожа на другую, а значительные изменения были редки и немногочисленны. Время обладало протяженностью, и, казалось, будет длиться бесконечно.

Та эпоха, в которую живем мы, значительно отличается от предыдущих. Изменения, происходящие в нашем мире, носят  более сущностной характер. Мир меняется, причем, меняется все быстрее — время как бы сворачивается в спираль.

Любой мыслящий человек встает перед вопросом, как относиться к новой эпохе. Этот же вопрос особенно остро стоит перед теми, чья жизнь связана с Традицией, то есть с учениями, которые возникли много веков назад.

Характерным примером отношения к  современности является позиция многих традиционалистов. Современность предстает своего рода болезнью, отклонением от нормального хода событий, результатом страшного заблуждения и грехопадения, которое вывело человечество на ложный, гибельный путь.

Но как же мы оказались в столь плачевной ситуации? Ответа на этот вопрос нет. Может быть, дело в неправильном использовании Божьего дара — свободы воли? Этим можно было бы объяснить какое-то случайное отклонение, но происходящее в современном мире никак нельзя отнести к случайности. Наша эпоха предстает результатом неизбежных импульсов, которые были заложены в человека Природой.

Как можно было «не туда повернуть», если мы никуда не сворачивали?

Мы живем в обществе, которое возникло благодаря усилиям многих поколений, у которых была одна цель — хорошая жизнь. Больше ничего. Абсолютно базовая и сущностная потребность выразила себя в цивилизации. Здесь нет ни греха, ни добродетели — только лишь врожденная, и в какой-то степени реализованная, потребность выжить и процветать.

* * *

Миф о грехопадении Адама это попытка объяснить, почему и каким образом человечество выбрало «неверную дорогу». В традиционно-религиозном толковании этой истории мы встречаемся с целым рядом неясных мест. Почему грех Адама должен был испортить жизнь всем людям? Разве не Бог сотворил Адама непослушным? Если дело в свободе выбора, откуда ей было взяться у наивной парочки в Раю? Короче говоря, куда смотрел Создатель?

В суфизме концепция немного другая: то, что называют грехопадением, это часть Божьего замысла.

«Господь, в чьей власти было оградить Иосифа от свершения скверного поступка, мог не позволить Адаму вкусить от дерева. Но, поскольку мир должен был наполниться смятением, несчастьями и печалью, то что оставалось делать?».

«Не думай, что Адам был изгнан из рая за то, что вкусил пшеницы. Бог сам хотел вывести его оттуда. Он не нарушил никаких заповедей. Заповеди Бога не были осквернены. Завтра Бог примет в Рай тысячи тысяч людей, которые совершили великие грехи. Разве стал бы он изгонять Адама из рая за один мелкий проступок?»

Ахмад Самани. «Раух ал-арвах»

Была необходимость в том, чтоюы Адам вышел из своего полуживотного состояния, вкусил с древа познания, стал «как боги», пользуясь выражением Библии.

Адам, согласно Корану, — наместник Бога, он меняет и полирует мир, чтобы тот стал зеркалом Реальности.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=27810#27810

Следует задать себе вопрос: каким же образом наше естественное и неизбежное развитие от простой жизни к сверхсложной цивилизации может идти против общего Замысла? Ведь эта тенденция была заложена в нас, в нашу сущностную природу с самого начала.

Считать, что нынешнее положение дел это исключительно  зло, богопротивное и мерзкое дело, это отрицать Замысел. Мы оказываемся тогда в богооставленном мире, существование в котором, с религиозной точки зрения, лишено смысла. И нам остается только вздыхать о потерянном рае прошлых дней: раньше наука была — настоящая, эзотерические тайны — таинственными, а святые — просто светились.

Но вдруг мир не лишен смысла и все (или многое) идет «по плану»? Тогда нам нужно не только оглядываться назад на героическое прошлое, но и искать признаки осуществляемого Замысла в современности, здесь и сейчас.

Связанные темы:
Экспериментальная теология
Динамика культуры
Глобализация: новое название для старого процесса

* * *

Духовная задача нашего времени «Духовная задача нашего времени состоит в том, чтобы осознать наше священное человеческое начало; осознать, что нет места конфликту между естественным и сверхъестественным, между ограниченным и беспредельным, между временем и вечностью, между практичностью и мистицизмом, между социальной справедливостью и созерцательностью, между сексуальностью и духовностью, между исполнением человеческого предназначения и духовной самореализацией, между самым человеческим и самым священным».Из интервью с шейхом тариката Мевлеви в США Кабиром Хелмински.

(Интервью опубликовано во 2-ом номере журнала «Суфий»).
http://www.sufism.ru/forum/posting.php?mode=editpost&p=22395

* * *
Принцип Традиции «время, место, люди» подразумевает тот факт,  что у каждого времени есть свои особенности. Эти особенности обычно скрыты от большинства людей: «…человек не знает своего времени» (Экклезиаст).У каждого времени свои особенности, свои бедствия и задачи. Но никогда еще настоящее так значительно не отличалось от прошлого. Как мне кажется, в нашу эпоху, именно потому что она заметно отличается от предыдущих, особенности времени становятся более наглядными и ощутимыми.Иногда говорят о бараке (духовной энергии) места.  Я думаю, что существует и барака времени — и важно не закрываться от нее; она приходит к тем, кто понимает свое время, материализует его дух и решает задачи данной эпохи.

* * *

Суфизм  — это значит смотреть в одном направлении и видеть Одно.
Дж. Нурбахш

Чем не фильтр и не способ «регуляции потока»? :)

* * *

Рискну сказать, что основную проблему нашей эпохи можно сформулировать так: индивидуум лишен предопределенного места в мире. Имеется в виду следующее: до конца 19 века доминировали традиционные общества, т.е. общества, в которых каждый человек знал, какое место он занимает, каковы его права и обязанности.

Возможно, что все более убыстряющие темпы жизни заложены эволюцией, и это требует от современного человека отказаться от многих  закостенелых взглядов своего эго, а также развития других качеств необходимых для выживания в современном мире (большей гибкости, широты, коммуникаций …..)  и может быть через 40-50 лет  для выживания человеку потребуется победить свой «нафс»!  Таким образом происходит эволюция сознания всего человечества направленное на раскрытие рельности -«он хочет быть узнанным».

Обе мысли мне близки.

Человек теряет свое место в мире, то есть фактически теряет себя, потому что весь мир, а не только родной клочок земли, начинает принадлежать ему. Исчезает область, куда бы не проникали влияния из всех других областей. Это размягчает и размывает любые жесткие системы взглядов, которые попадают теперь под обстрел множества других философий и точек зрения. Становится трудно или невозможно спрятаться в норку.

Наблюдающийся в настоящее время откат к фундаментализму — к базовым и «неизменяемым» традиционным ценностям, будь то ценности религии, нации или культуры, — это, во многом, испуганная реакция на разрушение приватного мирка, который раньше не подвергался таким испытаниям на прочность и, главное, на истинность.*

Идет процесс исчезновения периферии: «центр сферы» теперь чуть ли не везде, а «окружность» — почти нигде, как и в известном определении Бога.

____________________
* Я просто описываю тенденцию и не считаю, что это всегда хорошо (или всегда плохо) с нашей, периферийной, точки зрения. Беспокойство по поводу происходящих изменений вполне понятно и во многом оправдано.

* * *

Характерная особенность наступающей эпохи — постепенный уход от грубых форум дуализма. Манихейское упрощенное разделение на противоположности выходит из моды, поскольку не отражает все более усложняющийся мир. Кроме черного и белого (своих и врагов, правильного и ложного) появилось множество цветов и оттенков. Все оказывается относительным, и для многих людей это наиболее трудный аспект новой эпохи. Вместо ясных правил и простых истин, человеку приходится сталкиваться с пугающей неопределенностью.
(См. также тему Дуализм и особенности работы «формирующего аппарата» ) .

Если сравнить наше время с религиозно-духовными формами, то оно окажется больше похожим на радикальные внутренние учения, вроде суфизма или дзен-буддизма — с парадоксами, неопределенностью, независимостью от установленных в обществе норм, «выдергиванием коврика из-под ног», чем на более застывшие и консервативные формы религиозной жизни.

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s