Главная > Эволюция > Кто создал человека?

Кто создал человека?


Споры сторонников теории эволюции с креационистами (верящими в сотворение человека Богом) не затихают уже почти полтора века, со времен выхода книги Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.).

Это противостояние кажется чем-то не обязательным.

Если человек возник в результате эволюции и естественного отбора, то это не значит, что Творец здесь не при чем. Ведь условия, в котороых эволюция стала бы возможной, не возникли на пустом месте.

Или дело в постепенности эволюционного творения, в противоположность мгновенному божественному творению? Но ведь и в Библии говорится о том, что мир создавался постепенно, в течение 6 дней. Согласно Корану, творение продолжается и поныне — «Каждый день Он за делом».

С точки зрения духовно-религиозной создание Вселенной, где есть условия, которые позволили возникнуть разумной жизни, кажется более величественным и вызывающим благоговение перед Творцом, чем единоразовое создание человека из подручных материалов. Ведь к «сборке» живого существа из органических элементов все ближе подходит и наука.

* * *

С эволюционной точки зрения биологические изменения являются результатом приспособления к окружающей среде.

Вопрос: к чему именно приспосабливалась природа, создавая разумного человека, который, как известно, сотворен по образу и подобию Божию.

Может ли быть, что природные условия, к которым адаптировался примитивный предок человека, в своей совокупности выражают (конечно, в ограниченном виде) Бога? И приспосабливаясь к природной среде, индивид тем самым «приспосабливается» к Богу и уподобляется Ему?

* * *

Зачем подменять понятия? Всё довольно неплохо укладывается в современную эволюционную теорию. Разумеется есть белые пятна, но есть и направления решения этих проблем.

У меня нет желания подменять понятия, и я не стану возражать против того, что  все «неплохо укладывается в современную эволюционную теорию».

Мне хотелось показать, что эволюционная теория и теистические концепции не обязательно противоречат друг другу. Их можно понимать как различные языки, разные способы описания того же объекта. Один язык не заменяет другой; один язык лучше подходит для конкретных целей, другой — для решения каких-то еще задач.

Как мне видится, научная теория о том, что человек — результат эволюционного развития и приспособления к окружающей среде, очень напоминает идею о создании человека «по образу и подобию».

В Космосе должен присутствовать некий «образ», лик, которому человек вынужден уподобиться, чтобы выжить.

Атеисты говорят, что люди создают богов по своему образу и подобию. Но вопрос следует поставить таким образом: если в Природе нет ничего «человеческого», каким образом мог появиться человек? К чему  приспосабливался человек (и это может быть нечто неявное, помимо очевидных факторов), чтобы возникло именно такое  существо?

* * *

Человек волен верить во все, что ему заблагорассудится, и наука тут не указ. Проблемы начинаются, когда верующий человек вместо того, чтобы верить, начинает искать рациональные подтверждения своим верованиям. Но буквально истолкованные истории из Библии или других Писаний никак не желают укладываться в рациональные или, тем более, научные рамки. Что же делать такому верующему? Отрицать очевидные факты и обвинять ученых в неведении.

Слишком часто аргументация носит такой характер: раз наука не может это объяснить, значит это Божьих рук дело.  Но это «бог пробелов» в наших знаниях, а пробелов все меньше, значит, и места для такого бога тоже все меньше. И этот бог совсем не похож на Бога мистиков.

Да, ученые порой ошибаются. Да, в теории эволюции есть относительно слабые места. Но при всем при этом ее никак нельзя ставить в один ряд с креационизмом – просто нет никакого сравнения. Креационизм вряд ли может претендовать на научность —  в него нужно, скорее, верить.

Но суть даже не в этом. Существенно то, что в теории эволюции нет ничего противоречащего духовно-мистическому взгляду на мир. Из первичной косной материи некая творческая Сила создала живое, соовершенствовала его и, в конце концов, породила человека. И дело идет к тому, что сам мир преобразовывается в соответствии с образом человека, содержащим отблеск этой творческой силы. Что здесь унизительного для религии, человека или Творца?

А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем,
По лестнице метаморфоз свершаем свой подъем.

Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом,
Потом животным — тайна тайн в чередованье том!

И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла, — о, как непрочен он!

Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной.

Дж. Руми

* * *

Самые первые заповеди, данные Богом (согласно Библии), носят вполне «эволюционно-биологический» характер:

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

(Бытие, 1)

Без соблюдения этих первых «биологических» заповедей не было бы развития и некому было бы позднее давать десять заповедей морального характера.

* * *

Наши представления о  Боге эволюционируют. Меняется человек, соответственно, меняются и требования к нему.

Когда поезд стоит напротив платформы, для движения (эволюции) достаточно поезду тронуться с места, то есть переместиться относительно платформы. Платформа вполне может при этом оставаться неподвижной и неизменной.

* * *

«The possibility that the Creator used evolution as a tool is completely acceptable for the Catholic faith,» Vienna Cardinal Christoph Schoenborn, one of the two main speakers at the meeting, said last week.

http://www.freerepublic.com/focus/news/1693540/posts?page=476

Перевод:

Возможность того, что Создатель использовал эволюцию в качестве инструмента, полностью приемлема для католичества. [слова кардинала]

* * *

К теме «к чему именно происходит приспособление, в результате которого возник человек».

Третий Адам

В каббалистической традиции есть понятие «первочеловек», Адам Кадмон, это первозданный человеческий архетип, возникший в процессе сотворения космоса.

Адам, первый человек, был сотворен из глины, с земными устремлениями, но по образу и подобию этого первочеловека.

Христиане считают Иисуса Вторым Адамом, в противоположность ветхому Адаму, — хотя он в человеческом теле, но есть Образ Божий, проявленность Духа в материальной сфере. В каком-то смысле любой совершенный человек (инсан-и камил) — это Второй Адам, то есть относительно полное и совершенное выражение вечного архетипа (Адама Кадмона), но ограниченное пребыванием в материальном мире.

Похоже, дело идет к тому, что появится еще и Третий Адам —  коллективное, или соборное, сознание (наверное, виртуальное), наиболее полно отражающее первозданный архетип, Реальность, но не ограниченное ни косностью материального мира, ни рамками отдельного сознания.

(Текст существующей темы, с небольшими изменениями).

* * *

«Казалось бы, теория Дарвина не оставляет пространства для маневра и прямо доказывает ошибочность идеи о семи днях творения. Поначалу так казалось и представителям церкви, поэтому Дарвин со своими соображениями попал в опалу. В государствах, где было сильно влияние церкви, преподавание теории эволюции было запрещено. В 1925 году в США в одной из школ штата Теннесси за преподавание биологии по запрещенной книге Дарвина «Происхождение видов» учителя осудили и оштрафовали на 100 долларов – по тем временам большие деньги. Процесс, приговор которого оставался в силе вплоть до 1967 года, получил название «обезьяньего».Но несмотря на такое обидное отношение и наличие большого количества противников как среди церковников, так и среди ученых, эволюционное учение постепенно укрепляло свои позиции. Получалось, что теория Дарвина лучше теории разумного творения объясняет закономерности развития органического мира. И в Ватикане решили посмотреть на проблему под другим углом.В 2007 году Папа Бенедикт XVI опубликовал статью, в которой заявил, что не поддерживает взгляд креационистов – сторонников теории разумного творения – на происхождение жизни. По мнению понтифика, называющего себя приверженцем идеи «теистической эволюции», человек и другие живые существа развивались в соответствии с законами эволюции. Но саму эволюцию придумал бог».http://www.lenta.ru/articles/2008/05/14/debate/* * *

Католическая церковь признала инопланетян

Главный астроном Римско-католической церкви и советник по науке Римского Папы Габриэль Фюнес утверждает, что не существует противоречия между верой в Бога и возможностью существования инопланетян, в том числе с более высоким уровнем цивилизации, передает агентство Reuters.

В интервью, озаглавленном «Инопланетенин – мой брат», он утверждает, что нельзя отрицать существование жизни на других планетах, в том числе разумной. «Мы не можем ставить границы свободе творчества Бога», — говорит католический астроном. Он также предполагает, что могут быть инопланетные существа, находящиеся «в полном согласии со своим создателем».

Также главный астроном Ватикана считает, что религия и наука нужны друг другу. Наука должна больше изучать Библию, а церковь – быть в курсе современных открытий.

Напомним, что в Ватикане собираются установить памятник Галилео Галилею, которого инквизиция преследовала за гелиоцентрическую систему мира. Кроме того, в следующем году Ватикан проведет конференцию, посвященную 200-летию автора теории эволюции Чарльза Дарвина.

http://www.polit.ru/science/2008/05/14/extraterrestrial.html

* * *
Показалось важным, поэтому повторю сообщение из другой темы:…moral of the story is that, even if evolution does have a “purpose,” imparted by some higher-order creative process, that doesn’t mean there’s anything mystical or immaterial going on. And it doesn’t mean there’s a god. For all we know, there’s some “meta-natural-selection” process — playing out over eons and perhaps over multiple universes — that spawned the algorithm of natural selection, somewhat as natural selection spawned the algorithm contained in genomes.<…>William James said that religious belief is “ the belief that there is an unseen order, and that our supreme good lies in harmoniously adjusting ourselves thereto. ” Science has its own version of the unseen order, the laws of nature. In principle, the two kinds of order can themselves be put into harmony — and in that adjustment, too, may lie a supreme good…. Мораль этой истории в том, что даже если эволюция имеет «цель», приданнную ей неким высшим творческим процессом, это не значит, что происходит что-то мистическое или нематериальное. И это не значит, что есть Бог. Все, что мы знаем — существует некий процесс «мета-природного отбора», который происходит в течение миллионов лет и, возможно, в многочисленных вселенных, — что и породило алгоритм естественного отбора, подобно тому, как естественный отбор породил алгоритм, содержащийся в геноме.

<…>

Уильям Джеймс сказал, что религиозная вера является «убеждением, что существует невидимый порядок, и что наше высшее благо заключается в гармоничном приспособлении к нему.» Наука имеет свою собственную версию невидимого порядка, законы природы. В принципе, эти два вида упорядоченности и сами могут быть приведены в гармонию — и в этом приспособлении также может быть высшее благо.

Robert Wright, a senior fellow at the New America Foundation, is the author, most recently, of “The Evolution of God.” Источник
Рецензия: http://www.latimes.com/entertainment/news/arts/la-ca-karen-armstrong11-2009oct11,0,4977378.story
(добавлено 13 окт. 2009 г.)

Итак, «… Мораль этой истории в том, что даже если эволюция имеет «цель», приданнную ей неким высшим творческим процессом, это не значит, что происходит что-то мистическое или нематериальное».

Допустим. Тем не менее, эта «цель», эти «высшие творческие процессы» чрезвычайно напоминают наши представления о  высшей реальности. Невидимый идеал формирует эволюционным путем нечто, отражающее этот идеал:  «скрытое сокровище» становится проявленным. Мы «гармонично приспособляемся» именно к тому, что в духовной культуре описывается как Абсолют. Мы не знаем, есть ли Бог. Но тот творческий процесс совершенствования живой природы, существование которого невозможно отрицать, чрезвычайно похож на то, как религиозные люди описывают божество. Точнее — в основе этого процесса должно быть высшая реальность, слабым отражением которой являются наши описания божества.

По образу и подобию…

* * *

Вопрос: Интересно было бы попробовать рассмотреть поподробнее, почему наши представления о высшей реальности (или «высшая реальность» в наших представлениях) схожи с «целью» эволюции — или с тем, что нам видится как «цель», направление эволюции. Чем это может быть обусловлено?
Ответ:Я думаю, что религиозные верования — в принципе — приоткрывают завесу над неочевидными, но реальными особенностями нашего мира. Иными словами, язык религии — это мифопоэтическое описание мира, который в действительности существует. Наука описывает преимущественно наличное бытие, факт — или же упрощенную структуру, «каркас» космоса, как логика и математика. Верования приоткрывают завесу над невидимой сущностью вещей, той сущностью, которая, хотя и скрыта, оказывает решающее воздействие на мир человека.Наука отвечает на вопрос «что» и «как», а религия, в поиске смысла, отвечает прежде всего на вопрос «зачем?». Этот вопрос имеет смысл только по отношению к человеку и, возможно, не принадлежит к сфере объективного знания, но от этого не становится менее важным. Мир человека — мир смысла, человеку требуется ответ на вопрос «зачем?».Возьмем какое-нибудь религиозное положение и исследуем его. Нравственность традиционно принадлежала к сфере религии. Некоторые нравственные идеи идут против очевидности — скажем, призыв возлюбить ближнего как самого себя. Этот призыв противоречит нашему опыту (с ближними надо поосторожней, лучшее средство поддерживать дружбу с соседями — высокий забор и проч.) и многим естественным реакциям. Она принадлежит идеальному утопическому миру религиозного верования — полное воплощение таких идей возможно будет лишь в конце времен.В то же время, при всей утопичности, идея любви к ближнему имеет вполне рациональные корни, как мы недавно узнали: симбиоз играет не менее важную роль для выживания, чем конкуренция. Религиозная идея сострадания и любви к ближнему (и не только к члену непосредственой семьи или общины), видимо, каким-то образом присутствует в нас на генетическом уровне. Мы уже отчасти готовы к еще не проявленному утопическому будущему. Это будущее можно описывать в холодных терминах математической теории игр — в выигрыше те, кто сотрудничает с партнерами. Но человеку требуется смысл, поэтому ту же концепцию можно описать при помощи нравственно-религиозного языка:  высшие силы наградят того, кто им угождает. Смысл человеческой жизни в том, чтобы угодить и способствовать этим силам —  «проложите пути Господу».Вера здесь служит «обличению вещей невидимых«, того, что еще не проявлено, но уже играет определенную роль для выживания и процветания индивида и общества.

Эволюционное приспособление идет также и к этому частично скрытому пока от нас принципу, который, незримо присутствуя в космосе, тем не менее, оказывает формирующее воздействие на человека. Этот незримый принцип на языке религии обозначается понятиями «скрытая Реальность», «Провидение», «Бог»…

* * *
…процитирую слова Феодосия Добржанского (1900-1975), выдающегося ученого, который принадлежал к русской православной церкви и придерживался теистического эволюционизма: «Творение — не событие, произошедшее в 4004 г. до  н.э.; это процесс, который начался около 10 млрд лет назад и продолжается до сих пор… Приходит ли эволюционное учение в противоречие с религиозной верой? Нет. Было бы грубой ошибкой принимать Священное писание за учебник элементарной астрономии, геологии, биологии и антропологии. Конфликты — воображаемые и неразрешимые — могут возникать лишь тогда, когда символы интерпретируются в смысле, который не имелся в виду».*—————————
* Dobzhansky T. Nothing in Biology Makes Sence Except in the Light of Evolution.// American Biology Teacher,35(1973).P.125-129.
Цит. из: Ф.Коллинз. Доказательство Бога.Аргументы ученого.М.2009.Стр.157.
* * *
Эволюция — не враг религии, но, скорее, может быть ее другом, потому что объясняет болезнь, смерть,  жестокость и дисфункцию живых организмов как результат естественных процессов, а не как специфически Божественный дизайн. Бог откровения и веры является Богом любви, милосердия и мудрости.Дарвиновская теория эволюции — дар науке, но также и дар для религии.

Evolution is not the enemy of religion but, rather, it can be its friend, because it accounts for disease, death, and the dysfunctions and cruelties of living organisms as the result of natural processes, not as the specific design of God. The God of revelation and of faith is a God of love and mercy, and of wisdom.

Darwin’s theory of evolution is a gift to science — and to religion as well. Источник

* * *
Способ, как творил Создатель,
Что считал он боле кстати —
Знать не может председатель
Комитета по печати.А.К.Толстой

Полностью здесь

Вопрос: Во-первых, как из того, что смерть и жестокость результат естественных процессов вытекает то, что Бог милосерден?

Ответ: Если всезнающий и всемогущий Творец непосредственно и вне времени создает живые существа, то возникает вопрос о несовершенстве дизайна, о болезни и страдании.

Если же Бог действует через процессы, разворачивающиеся во времени — такие, как эволюция — то пока эти процессы не завершены, они не полностью отражают Его волю. Иными словами, мир в данный момент не совершенен. Но это дело, надо надеяться, поправимое:  в конце концов возникают существа, наиболее приспособленные к окружающей среде и наиболее полно воспринимающие и отражающие Реальность — как на индивидуальном уровне, так и на уровне сообщества. Мир станет совершенным, насколько это совершенство возможно воплотить.

Конечно, это дело вкуса, но мне такое объяснение нравится больше, чем полностью искусственные конструкции, «оправдывающие» Бога (теодицея), вроде идеи перевоплощения в соответствии с кармическими заслугами и прегрешениями предыдущей жизни.

* * *
Сотворение мира и эволюция
Возможно, что в Вечности, в «уме Бога», все уже сотворено. Но во времени — и человек неизбежно воспринимает мир именно во времени — творение продолжается: «Каждый день Он за делом» (Коран 55:29). Это творение принимает, в частности, форму эволюции, которая есть не что иное, как пошаговое усложнение и совершенствование.
* * *
Ф.Коллинз — крупный американский генетик, руководитель проекта «Геном человека». В книге «Доказательство Бога» он приводит генетические аргументы в пользу эволюции и обосновывает свою точку зрения о том, что современная эволюционная биология, как и наука в целом, не противоречат христианству.Исследование генома неизбежно приводит к заключению, что люди и другие живые существа Земли произошли от общего предка.<…>…я бы советовал верующим внимательно ознакомиться с научными данными, подтверждающими родство всех живых существ, включая и нас с вами. Доказательства настолько неоспоримы, что упорное нежелание американцев принять их выглядит более чем странно.

Критики любят подчеркивать, что эволюция — «только теория»; эти заявления озадачивают работающих ученых, привыкших к другому значению слова. В моем толковом словаре Funk & Wagnalls дается два определения «теории»: (1) умозрительная или предположительная картина чего-либо; (2) фундаментальные принципы, лежащие в основе какой-либо науки, искусства и т. п. Например: теория музыки, теория уравнений.

Говоря о теории эволюции, ученые имеют в виду второе значение — то же, что в словосочетаниях «теория гравитации» или «теория микробной природы инфекционных заболеваний». В таком контексте слово «теория» не подразумевает неуверенности; чтобы передать соответствующий смысл, ученый скажет «гипотеза».

<…>

Итак, если эволюция реальна, есть ли в мире место для Бога? Артур Пикок, знаменитый английский молекулярный биолог, впоследствии ставший англиканским священником, недавно опубликовал книгу, озаглавленную «Эволюция: замаскировавшийся друг веры?» (Peacocke A. Evolution: The Disguised Friend of Faith? Templeton Foundation Press, 2004). Название интересно тем, что подразумевает возможность сближения, но не будет ли это женитьба под дулом пистолета, соединение несовместимых мировоззрений? Или, последовательно изложив, с одной стороны, доводы в пользу существования Бога, а с другой — научные данные о происхождении Вселенной и жизни на нашей планете, мы все же сумеем найти их гармоничный синтез?

Источник

На том же сайте: «Доказательства эволюции»

* * *
Ещё одним популярным заблуждением является представление о том, что теория эволюции Дарвина антирелигиозна по своей сути. Но свою теорию Дарвин рассматривал скорее как превознесение мудрости Творца, а не как проповедь атеизма. Свой труд он заканчивает словами: «Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с её различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм». В этом виде религиозности нет ничего необычного ни для Нового времени, ни для Средневековья.
* * *
…в трудах лучших современных эволюционистов подчеркивается неуклонное ослабление роли борьбы за существование и отбора в ходе эволюции, развитие более «гуманных» эволюционных стратегий, основанных на взаимопомощи и симбиозе и ведущих к росту пластичности и снижению всевозможных «потерь» и «отходов».Наверное, самый главный из всех эволюционных законов – это постепенное отступление Смерти и Хаоса перед лицом развивающейся Жизни… [выдел. мной — wayter]А.В.Марков. Направленность эволюции

Напомнило, естественно: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»  (Ос.13:14)
* * *
С эволюционной точки зрения биологические изменения являются результатом приспособления к окружающей среде.  Вопрос: к чему именно приспосабливалась природа, создавая разумного человека, который, как известно, сотворен по образу и подобию Божию.  Может ли быть, что природные условия, к которым адаптировался примитивный предок человека, в своей совокупности выражают (конечно, в ограниченном виде) Бога? И приспосабливаясь к природной среде, индивид тем самым «приспосабливается» к Богу и уподобляется Ему?
Вселенная, рассматриваемая как живое существо, — состоит из трех начал: Природы, Человека и Бога или, выражаясь языком герметистов, — Макрокосма, Микрокосма и Архетипа.И далее:

Человек называется микрокосмом или маленьким миром потому, что в нем действуют аналогически все законы, управляющие Вселенной (Человек являет в самом себе целый мир, называемый Микрокосмом, ибо он представляет собой сокращенную модель Вселенной: так, его голове соответствует эмпирею, грудь — среднему или эфирному небу, а живот — элементарной природе (R. Fludd. XVI век)).
Природа — является точкой опоры и центром проявления остальных начал.
Человек — действует на природу благодаря своим свойствам,
своим словом он действует на других людей, он может возноситься к Богу в молитвенном экстазе. Таким образом, человек является соединительным звеном, связующим творение с Творцом.

Папюс. Практическая магия.

Источник

* * *
 «…все живое должно считаться родственным друг другу. Все эти учения первым принес в Элладу, как кажется, именно Пифагор».

Порфирий. Жизнь Пифагора

(То есть идея о родственности человека и животных встречается и в традиционном учении).

* * *

Реклама
  1. Ноябрь 20, 2009 в 10:39

    Религия и наука всегда плохо ладили… Однако всегда хочется верить что, все не просто так… И как бы мы не произошли или кто бы нас не создал…

  2. to pizza
    Ноябрь 23, 2009 в 21:40

    Ммм… В связи с прочитанным у меня вопрос: имеет ли право человек, покорив силы природы, пытаться найти в этом знании дополнительный источник автоэволюции? То есть пытаться с помощью генной инженерии или других методов улучшить свой организм. Будут ли подобные попытки «уподоблением Богу» или же наоборот уведут от него?

  3. pinkbeary
    Декабрь 1, 2009 в 19:20

    Вопрос: к чему именно приспосабливалась природа, создавая разумного человека, который, как известно, сотворен по образу и подобию Божию.

    Вообще то природа ни к чему не приспосабливается. Эволюция — повышает выживаемость определенного конкретного вида, наделяя его новыми качествами.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s