Главная > Духовная культура, Суфизм > Поле чудес в стране дураков

Поле чудес в стране дураков


Буратинизация духовности.

Многие искатели приходят в надежде обрести «золотой ключик» — возможность без особых усилий достичь просветления (или как там еще формулируется цель). Предполагается, что есть некая волшебная пилюля, «приемчик», который решит все проблемы.

Примером такого подхода была когда-то встретившаяся мне идея: достаточно прочитать в определенном (тайном) порядке семь притч у Идриса Шаха, и тогда все откроется…

Конечно, необходимость прилагать серьезные усилия, да еще и в течение длительного времения, не выглядит особо заманчивой. Приятнее верить, что двухчасовой семинар или часовое кружение либо чтение небольшого количества историй чудесным образом нажмут ту главную кнопку нашей личности, и мы переродимся в новом качестве.

К сожалению, те многочисленные проблемы человека, решению которых служит духовный путь, формируются жизнью и решаются тоже ей. Поэтому говорится, что суфизм, да и любой внутренний путь, это, прежде всего, образ жизни (который, конечно же, включает и специальные упражнения тоже).

Страна Дураков — волшебная страна из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» (1936).

В Стране Дураков царствует голод и разруха (чахлые деревья, покосившиеся колокольни, кучи мусора, полуразвалившиеся дома, кривые и грязные улицы), однако о ней идет слава как стране веселья и счастья. Привелегированное положение в этой стране занимают коты в золотых очках и лисицы (губернатор — Лис). В стране царит полицейский произвол бульдогов полицейских в треуголках и ошейниках. Всех неугодных топят в болоте. Мистическое место этой страны — Поле Чудес (в котором, по преданию, произрастают деревья, покрытые золотыми монетами. Для этого достаточно закопать деньги и произнести слова: «крекс, фекс, пекс».

В фильме «Приключения Буратино» (1975) Страна Дураков и Поле Чудес отождественны и показаны как обычная помойка (свалка).

Источник

 

* * *

Под проблемами, которые формируются жизнью, подразумеваются не собственно бытовые / служебные проблемы вроде зловредного начальства. Речь идет о проблемах, с которыми обычно имеет дело духовный путь. (Например, выражение необязательных отрицательных эмоций).

Когда наши недостатки носят специфический характер, вроде ошибок в умножении, то решение просто и ему можно научить на спец. семинаре — выучить таблицу. Но большая часть духовных проблем формируется за долгие годы жизни, глубоко сидит в нашей личности, не носит специфический характер и не решается за короткий срок, вот что я хотел сказать.

* * *

Есть другой взгляд: «Афляки описывает ещё и такой случай, свидетельствующий о терпимости Мевланы к человеческим слабостям и к чужому богу. Во время ритуала семы в круг, задевая дервишей, вошел пьяный христианин и начал кружиться вместе со всеми. Его попытались вытащить, но Руми не разрешил обижать чужака. Пусть он выпил вина, аргументировал Мевлана свой запрет, но, видно, вы сами пьяны, если смеете преграждать человеку путь в его стремлении к Богу». (Отсюда) Возможно это все слишком идеализировано и конкретные случаи из жизни выглядят по другому, да и заканчиваются не так.

Почему это другой взгляд? История Афлаки о бесконечном терпении и терпимости Руми, а не о пьяном христианине, который при помощи «золотого ключика» — суфийского кружения — обрел Бога, минуя собственно суфийский Путь.

 

* * *

Кому то везет в том что жизнь их сформировала так, что для них нет выбора – менять свой образ жизни на суфийский или нет, поскольку их нужда в Нем велика. У кого то эта нужда меньше (жизнь так распорядилась), и поэтому они сначала присматриваются, потом приходят, разочаровываются в легком пути, и поняв что осилить суфийский образ жизни пока не могут, уходят дозревать в надежде что их нужда в Нем увеличится. Называть это «буратинизацией духовности» и приводить в пример «страну дураков» это по моему отличающийся подход.

У человека может быть небольшая нужда в духовности, он может присматриваться, дозревать, уходить и возращаться, но при этом он не считает, что можно при помощи какого-то ухищрения, «приема» или небольшого усилия завершить путь.  У такого человека вполне может быть здравый взгляд на вещи.

Речь шла о тех, кто питает тщетные надежды на легкое и быстрое раскрытие «секрета», кто скачет от одного семинара к другому, от одной новомодной психологической теории к другой, думая, что там есть «полный и окончательный» ответ, или воображает, что сам нашел панацею от всех бед, — к ним применим термин «буратинизация».

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Апрель 25, 2011 в 23:25

    Не всё так однозначно, Леонид Михайлович. Раз идея «золотого ключика» так часто приходит в голову искателей, значит, она заложена в коллективном бессознательном, т.е. «он» существует. Мой путь очень похож на «ключик», с той лишь разницей, что, хотя просветление и достигается легко, также легко и теряется, если за ним не следует работа над собой.

    • Апрель 26, 2011 в 00:51

      Если идея приходит в голову (хоть часто, хоть редко — роли особой не играет), это совсем не означает, что она истинна.

      Когда «ключик» сочетается с работой над собой — то это уже не «буратинизация». Это метод, который вполне может привести к желаемому.

  2. Буратино
    Апрель 26, 2011 в 11:57

    «Многие искатели приходят в надежде обрести «золотой ключик» – возможность без особых усилий достичь просветления (или как там еще формулируется цель).»

    Если уж быть абсолютно точным и не идти на поводу крикливых заголовков, то, перечитав сказку, можно убедится, что:

    1) Ключик к Буратино попал СЛУЧАЙНО. Он не был целенаправленным «искателем в надежде обрести золотой ключик».

    2) Даже имея ключик на руках, Буратино НЕ ЗНАЛ, что с ним делать и от какой он двери вообще. (А дверь-то была ЗА ЗАВЕСОЙ в его же собственной каморке — в каморке у папы Карло).

    3) «Просветления» (в виде удивительного театра) он достиг именно потому, что всё происходило с ним именно случайно.

    Мораль: Невозможно извлечь пользу от закрытой двери, пока САМ её не найдёшь и не откроешь.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s