Главная > Суфизм > Персидский суфизм

Персидский суфизм


http://persian.sufism.ru/

* * *

Статьи по теме

Дж.Нурбахш. Эволюция суфизма

Школа классического суфизма происходит из Хорасана, Северный Иран; отсюда она распространилась на юго-запад к Багдаду. В ранний период ислама наиболее представительными мастерами Пути в Хорасане были Абу ль-Фадхль Кассаб Амули (дата смерти неизвестна), Абу Саид ибн Аби ль-Хайр (ум. 440/1049), Абу ль-Хасан Харакани (ум. 426/1034) и Байазид Бастами (ум. 262/875). Парадоксальные даже для того времени высказывания Байазида имели широкое хождение в Ираке и захватили умы тех, кто осваивал духовный путь божественного Единства, и искателей, стремящихся постигнуть смысл Единства Бытия. В частности, его идеи сильно повлияли на образ мышления Абу ль-Касима Джунайда (ум. 295/910), Абу Насра Сарраджа Туси (ум. 378/988), Дху л-Нуна Мисри (ум. 245/859) и на многих других, подвигая их к созданию комментариев на его высказывания.

* * *

Цитаты по теме:

Деятели персидского происхождения … были главными представителями мусульманской государственности и культуры еще в то время, когда единственным литературным языком мусульманского мира оставался арабский. В.В. Бартольд. «Культура мусульманства».
Персы или иранизированные жители Центральной Азии в XII и XIII столетиях в целом играли поистине выдающуюся роль в развитии орденов и религиозно-философской деятельности на арабской территории. Г. Э. фон Грюнебаум. «Классический ислам. Очерк истории (600-1258)»
Большинство наиболее значительных суфийских произведений написано по-персидски. Д.Юрич. «Исторический обзор суфийской литературы».
Наиболее характерным выражением мусульманского мистицизма является персидский суфизм. Суфизм — это философское свободомыслие мусульманства, соединенное с совершенно своеобразной символической и ярко чувственной поэзией, всегда имеющей скрытый мистический смысл. П.Д.Успенский. «TERTIUM ORGANUM. Ключ к загадкам мира».
Безусловно, высшее достижение культуры мусульманского мира — персидская классическая поэзия XI — XV веков… Вся она — суфийская и поэтому представляет собою великолепный материал для ознакомления с суфийской религиозностью. Что в ней особенно замечательного, это мировоззренческая широта, резко выделяющая ее на фоне ортодоксального ислама. Здесь есть богатство чувствований, есть свобода и сила мысли, вполне сопоставимые с теми, что мы находим в духовной истории Европы. Юрий Каграманов. «Ислам, Россия и Запад».
* * *
Имена:Байазид, Аттар, Руми, Хафиз, Санаи, Шабистари, Саади, Джами, Гилани (Джилани), Газали (два брата, Абу Хамид и Ахмад), Абу Саид, Шах Ниматулла и др.
«Итак, допустимо заключить, что «маламатийа» — это вид аскезы, довольно близкий к юродству. Он развивался главным образом в Иране, центром его зарождения признают город Нишапур. Персидский ислам вообще характеризовался большим индивидуализмом и неприятием мусульманской ортодоксии. В Индии, где распространился персидский суфизм, концепция «маламатийа» также пользовалась популярностью среди дервишей». Иванов С. А. Византийское юродство. — М., 1994
* * *Персидский суфизм ==> зарождение маламатийа
==> влияние на индийский суфизмМохиаддин Чишти, глава братства Чиштийа  — наиболее активного благодаря ему в Индии — родился в Хорасане и «приобщился к суфизму в Нишапуре» (Иран) (Цит. из Ислам. Энцикл.словарь.стр. 286)* * *

Статьи:

Н. В. Сазонова. Искусство Ирана

Сейид Хосейн Наср. ВЛИЯНИЕ СУФИЗМА НА ТРАДИЦИОННУЮ ПЕРСИДСКУЮ МУЗЫКУ

* * *

«Вообще говоря, то, что называют «исламским мистицизмом» — это порождение Персии. Мистический огонь, быстро распространившийся по широким просторам исламского мира, находил готовые воспламениться сердца и среди тех, кто не был персом: египтян — как Дху-н Нун*, андалусийцев, среди которых был ибн Араби, и арабов, к которым принадлежала Рабийа ал-Адавийа. Но родиной мистицизма в исламе является именно Персия».С сайта http://www.rumi.org.uk/sufism/persian_sufism.htm————————
*или: Зу-н-Нун ал-Мисри (прим.перев.)
* * *
Связь: традиция накшбандийа-хваджаган и персидский суфизм.»Для Ирана XII век был переходным периодом к чисто персидской форме суфизма, путь к которому был подготовлен такими суфийскими поэтами как Абу Са’ид б. Абу-л-Хайр (967 — 1049). С этим движением связывают в первую очередь имя Абу Йа’куба Йусуфа ал-Хамадани ал-Бузанджирди (1049-1140)». *Тримингэм указывает, что «Традиция накшбандийа не считает Бахааддина основателем тарики, носящей его имя, и именно поэтому к нему не восходят линии ученической атрибуции (силсилат ат-тарбийа). Фахраддин ‘Али б.Хусайн, автор истории тарики под названием «Рашахат ‘айн ал-хайат», начинает ее с Абу Йа’куба Йусуфа ал-Хамадани» (ум. 1140).**——————-
* Дж.С.Тримингэм. Суфийские ордены в исламе.М.Наука.1989, с.54
** Там же. Стр.61

http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=1473.0

* * *
«Во всех областях духовной жизни целого мусульманского Востока, — в религиозной догматике, философии, этике, литературе, поэзии, — везде суфизм произвел самое сильное влияние, а в Персии он возобладал надо всем».Проф. А.Е.Крымский. История Персии, ее литература и дервишеская теософия.* * *[Гюрджиев:]

Всё разделилось очень давно следующим образом: в Индии оказалась «философия», в Египте — «теория», а в нынешних Персии, Месопотамии и Туркестане — «практика».

— И так остаётся по сей день? – спросил я.

— Частично даже и теперь, – отвечал он.

(ВПЧ)

* * *

Основатель одного из главных турецких орденов Бекташийа — Хаджи Бекташ. Он был родом из Хорасана (там располагалась основная суфийская школа Ирана).

* * *

Хаджи Бекташ-и Вели (? — 1270/1271) — суфий из Хорасана…

Хаджи Бекташ, согласно «Вилайат-наме», родился в восточноиранском городе Нишапуре, однако независимые источники, подтверждающие это, неизвестны. Общей тенденцией турецкой житийной литературы конца XV века было описание священных персонажей, в особенно имеющих черты маламатийа, как «святых из Хорасана» (Хорасан эрлери).

Источник

* * *

В иранском суфизме существует определённый хадис, или священная традиция. Она возникает в контексте, где храм Огня рассматривается как форма и символ божественной любви, всепоглощающей и исключительной. Заратуштра (Зороастр) придал видимую форму этой любви, воздвигнув ей алтарь Огня. Когда армии Ислама завоевали Иран, эта тайна скрылась от мира и удалилась в глубину сердец. Но олицетворением данного символа стала женщина: это принцесса царской крови Шарбану, дочь Йаздигерда III (последнего государя династии Сасанидов), которая вступила в брак с Имамом Хусейном, внуком Мохаммада, известным как «князь мучеников», став членом семьи Пречистого и матерью Четвёртого Имама шиитов. Вот почему этот хадис приписывает самому Пророку такое изречение: Не следует допускать враждебных или непочтительных высказываний против Заратуштры, ибо в Иране Заратустра был пророком, посланным Господом Любви.

Исторический критицизм, пожалуй, не имеет к этому отношения; но, во всяком случае, ставки слишком высоки, чтобы зависеть от мнений исторического критицизма. В действительности имеет значение то, что сквозит в сознании народов, в их реальной жизни, которая образует для них основу для этих событий. Традиция, которую мы только что описали, наилучшим образом резюмирует то, как шиитский Иран относится к Ирану зороастрийскому, и то, как иранский суфизм, религия любви менестрелей Ирана, признала в Заратуштре своего старейшего пророка, причём самими устами пророка Ислама.

Анри Корбен. Суфизм и София
Источник

Реклама
Рубрики:Суфизм Метки: , ,
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s