Что такое мистика


Слово “мистика” (и производные от него) употребляются в литературе в нескольких совершенно различных значениях, что создает терминологическую путаницу:

1. Для обозначения переживаний единения или слияния с онтологической первоосновой мира и всякого бытия вообще (Бог, Абсолют и т.п.);

2. Для обозначения различного рода эзотерических ритуалов (мистерий);

3. Для обозначения различных форм оккультизма, порой ярко выраженного паранаучного характера – магии, астрологии, мантики и т.д.

Понятно, что все эти явления совершенно гетерогенны и обычно имеют совершенно различную природу, что делает слово “мистика” вводящей в заблуждение и создающим препятствия для понимания. Если же учесть, что в обыденном сознании к области “мистического” относятся также всевозможные истории “про злых духов и про девиц” с участием зомби, оборотней и вампиров, то ситуация становится просто удручающей.

Кроме того, слово “мистика” в силу специфики иудео-христианского (европейского) восприятия таких проблем, как вера и знание, вера и разум стало прочно ассоциироваться с иррационализмом и чуть ли не с обскурантизмом, что создает сразу же если не реакцию отторжения, то по крайней мере, предубеждение у современной научной и философской аудитории при обращении к проблемам мистического опыта.

Между тем, в других культурах подобное противопоставление “мистического” и рационального неизвестно и  “мистики” соответствующих традиций никоим образом не отрицают разум (точнее, дискурсивное мышление) как высшую инстанцию в пределах его компетенции и более того, зачастую создают вполне рационалистические (в широком смысле этого слова) философские системы на основе осмысления (то есть, опять же, рационализации) своего “мистического” опыта.

Е.А. ТОРЧИНОВ
из статьи «ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МИСТИЧЕСКОГО (ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО) ОПЫТА: ФИЛОСОФСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ» (Источник)

* * *

См. также тему «Мистика и религия»

* * *

Из Википедии:

Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то говорят о религиозной мистике.

Из Н.Бердяева:

Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями…

То есть под мистикой можно понимать, не слишком отступая от словарного определения, не нарушения законов природы, а бытийное постижение реальности, скрытой от обыденного сознания.

* * *

[Связь мистицизма и эзотерических учений]

Суфизм и мистицизм

В научной литературе обычно определяют cуфизм как»мусульманский мистицизм». Мы предпочли бы определение»мистический ислам», тем более охотно, если прилагательное «мистический» употребить в том смысле, что ему придавали восточные Отцы церкви и преемники их духовной традиции, для которых оно не потеряло смысловой связи с «мистериями». К сожалению, понятие «мистицизм» — как впрочем, и «мистика»- неправомерно распространялось на некоторые виды озарения, слишком явно носящие отпечаток субъективизма, притом личности не обладающей эзотерическим знанием.

Действительно, на Востоке, как и на Западе, известны духовные состояния полной охваченности божественной силой (al-jadhb), которых, к примеру, достигает majdhub, однако, не способный описать свое созерцание в виде учения; случается также, что озарений достигают практически не опираясь на какую-либо определенную методу, так как «Божий Дух веет, где хочет»; однако, в Исламе, наименования Tacawwuf удостаиваются лишь те виды духовного созерцания, которым возможно обучить, что предполагает эзотерическую доктрину; следовательно, перевести понятие «tacawwuf» как «мистика», можно исключительно употребляя это слово в его первичном значении. Тогда сходство между суфием и подлинным христианским мистиком будет очевидным.

<…>

Экзотеризм основывается на «формальном» мышлении, когда разум оперирует имманентными ему объектами, противоречащими одна другой частными истинами; в то время как эзотеризм осуществляет познание вне форм: он вольно парит в бесконечности, наблюдая распад относительных истин (7) .

ТИТУС БУРКХАРДТ

СУФИЗМ И МИСТИЦИЗМ

Источник

(Выделено мной — wayter)

См. также тему «Эзотерика»

* * *

Возвращаясь к теме — то есть можно предположить, что для бытийного постижения реальности также необходима свобода от предрассудков и стереотипов? А ошибки восприятия и мышления — они ведь тоже влияют на бытийный опыт, искажая перцепцию?

Я думаю, что ответ должен быть положительным. Свобода от предрассудков, ошибок мышления и стереотипов, когда последние не соответствуют действительному положению дел, необходимы.

В то же время, необходимо помнить, что у духовной традиции, когда она вступает в борьбу с предрассудками и ошибками мышления, есть своя специфика, которая отличает ее от науки — даже если где-то возможны пересечения с научной сферой. Обучение идет не столько через рассуждения, сколько посредством образов, историй и притч. Применяются преимущественно не лекции, а ситуативное обучение. Такой подход обычно оказывает более сильное воздействие на бытие человека, чем умозрения. Но где-то на вершине знание ученого и видение суфия будут близки:

КОГДА ВСТРЕТИЛИСЬ АБУ САИД И АВИЦЕННА

Когда  философ  и  суфий встретились,
Авиценна сказал: «Что я знаю,  он видит».
Абу Саид добавил: «Что я вижу, он знает».

 

* * *

6.45. Созерцание мира sub specie aeterni * есть его созерцание как ограниченного целого.
Чувствование мира как ограниченного целого есть мистическое.

Л, Витгенштейн. Логико-философский трактат.

—————
* sub specie aeterni — «с точки зрения вечности»

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s