Главная > Суфизм, FAQ > Были ли суфиями Ибн Сина и Омар Хайам

Были ли суфиями Ибн Сина и Омар Хайам


[Время от времени возникают вопросы, был ли тот или иной известный деятель суфием. В случае с Ибн Синой окончательный ответ дать сложно, но вот одно из мнений:]

Сухраварди не оставил никаких упоминаний о духовном наставнике, поэтому возникает вопрос: был ли он посвящен в суфизм – то есть одну из разновидностей мистицизма исламской эпохи? Вполне можно предположить, что он получил посвящение у последних маздеитских наставников, как могли получить посвящение Ибн Сина и Фердоуси, хотя никто из них об этом не упоминал. Ибн Сина, судя по всему, позднее получил посвящение у Абу Саида Аби-л-Хайра (ум. в 1049 г.) и, таким образом, формально вступил на суфийский путь — в Тамхидат Айн ал-Кузата Хамадани упоминается, что Ибн Сина встречался с Абу Саидом, и тот оказал на него сильное влияние. Ко времени знакомства с Абу Саидом Ибн Сина написал построенный на чистой логике, перипатетический по духу трактат Ишарат ва танбихат, а когда знакомство состоялось, он приписал к нему еще три главы, назвав их Дар макамат-е ‘арифин («На стоянках познавших»). Эти главы были полностью посвящены мистике, что дает основания предполагать, что Ибн Сина стал учеником Абу Саида на суфийском пути.

Терри Грэм. «Суфий, заново открывший древний путь божественного единства»
Англ. источник: Sufi. Summer 2003 issue 58 p.17-32

См. также тему Был ли суфием Омар Хайам

* * *

В суфизме существует определенная совокупность [формальных] признаков, по которым можно судить, является ли человек дервишем (суфием).

Например, принадлежность к знатному роду не является таким признаком, даже если это род, ведущий начало от Пророка. А если человек прошел обряд посвящения в суфийский тарикат (орден) и у него есть наставник, включенный в цепь духовной преемственности (силсила), то о нем можно сказать, что он дервиш. Собственно, дервиш это тот, кто получил посвящение в суфийский орден. Когда человек становится дервишем,  это, как правило, не признание каких-либо невероятных заслуг и высокой степени духовного продвижения, а всего лишь первый этап Пути: человек соответствует минимальным требованиям.

В случае Ибн Сины: он — дервиш, если у него был наставник, входящий в силсилу и проводивший с ним суфийское обучение. (Суфийские тарикаты в эту эпоху еще не сформировались).

Человек вне суфийской традиции может быть разумным, нравственным и талантливым, но это еще не делает его суфием.

* * *

Был ли суфием Омар Хайам.

Первым из западных исследователей эту точку зрения высказал J.B. Nicolas. Он был главным переводчиком французского посольства в Персии. Его перевод Хайама был опубликован в 1867 г.

В 20-ом веке так же считали С.Х.Наср и Идрис Шах.

Из Википедии:

Nicolas took the view that Khayyam himself clearly was a Sufi Источник

Далее:
the first French translation, of 464 quatrains in prose, was made by J.B. Nicolas, chief interpreter at the French Embassy in Persia in 1867.

* * *

…»Саламан и Абсаль». Существуют две версии этой последней мистической истории: одна принадлежит Авиценне, ее мы знаем по краткому изложению Насираддина Туси

А.Корбен. История исламской философии
Отсюда

* * *

В статье авторитетного ученого Ю.Аверьянова говорится, что Омар Хайам был учителем известного суфийского шейха Айн аль-Кудата:

Так, в XII в. были казнены по обвинению в ереси суфийские шейхи Айн аль-Кудат, ученик Ахмада Газзали. Одним из его учителей был также известный Омар Хайям Нишапури, персидский поэт и ученый.

Источник

Жаль, что не написано — учителем чего. Может быть, Хайам преподавал математику?

* * *

Также по теме:

Высокоавторитетный современный ученый, крупнейший иранист и религиовед Сайид Хоссейн Наср также считает его суфием. Наср пишет, что Хайям отводил суфиям самую высокую ступень в иерархии обладателей знания.

См. S.H.Nasr.Science abd civilization in Islam. Barnes & Noble.1992.P.160.

и
Связь: Омар Хайям и суфизм

* * *

Омар Хайам

Мои влюбленные, ринды*, сегодня у нас торжество.
Мы сидим в харабате**, нам чаша вина — божество.
От ума, и добра, и от зла мы сегодня свободны,
Все мы вдребезги пьяны. Не требуй от нас ничего!

* Ринд — гуляка, вольный странник, вольнодумец. 
 ** Харабат — «таверна руин», суфийская обитель.

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
Рубрики:Суфизм, FAQ Метки: ,
  1. Смыслова
    Май 4, 2011 в 14:59

    Ваше сообщение сегодня на форуме:
    http://forum.sufism.ru/index.php?topic=7152.msg73443;topicseen#msg73443

    Есть и другие точки зрения на этот счёт:

    1) http://oldsufiwebzine.wordpress.com/2003/11/04/%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B2-%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D1%85%D0%B0%D0%B9%D1%8F%D0%BC%D0%B0/

    2) http://translit.newmail.ru/omar/intro.html

    У Омара Хайма многому можно было научиться, он был величайшим мыслителем, учёным и поэтом своего времени. Вполне можно допустить, что и суфии у него чему-то учились, как и он в молодости изучал суфизм в поисках Истины. Но это не делает О.Х. автоматически шейхом учившихся у него суфиев, как и приходивших к нему суфиев — его мюридами. Мнение историка — это всего лишь мнение историка, хоть и «авторитетного» (оригинальная ссылка на приводимую Вами цитату есть в старом журнале: http://www.safarabdulloh.kz/img/books/iran-name/Iran-Name%202007%20%284%29.pdf)

    Для меня критерием (не)принадлежности О.Х. к суфизму является его мировоззрение, отличное от суфийского, хотя в его рубаи много суфийской (?) — а точнее, просто восточной! — символики. Восток — дело тонкое. (С)

    Недавно скончался один из прекрасных переводчиков рубаи Омара Хайяма — Игорь Голубев: http://www.zelenograd.ru/news/5613/

    :(

  2. Bakhshi
    Январь 30, 2012 в 23:31

    На все вопросы можно получить от Хаджи Абдулгафура Раззок Бухарис -современный духовный лидер Бухары. Хранитель мемориала Великого Шейха Бахоуддина Накшбанда. Ученик многих мудрецов ушедшего века, а сегодня — учитель учителей всемирно известного медресе Мири Араб. (из первых рук) http://www.ozon.ru/context/detail/id/5134773/

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s