Главная > Человек > Наказания за грехи

Наказания за грехи


7 грехов, И. БосхЕсли цунами, землетрясения, ураганы и подобные стихийные бедствия — наказания за грехи, то кого они наказывали и за какие грехи тогда, когда человечество еще не существовало?

Когда людей еще не было, наказывать за грехи можно было только животных, больше некого.

Какие же могут быть грехи у невинной и бессловесной твари, что за абсурд?

У животных может быть только один грех: неспособность приспособиться к обстоятельствам. Грех — оказаться в неудачном месте в неудачное время. Грех в отпадении от Природы, в потере гармонии, в неведении, в забвении того, что реально. А наказание за такой грех — смерть особи и вымирание вида.

Разве человечество не живет под этим же законом? Грех один, все тот же, только теперь он облекается в самые разные формы. Наша жизнь, наши проблемы и достижения, грехи и добродетели — это продолжение все тех же природных процессов.

Гибельный грех для животного — оказаться в неудачном месте в неудачное время. А для человека — что такое избавляющий от греха духовный путь? Это быть, как говорят суфии, «в правильном месте, в правильное время, с правильными людьми».

Можно ли считать, что болезни — наказания за грехи?
Это распространенное представление среди верующих, но есть и такое мнение:

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

Евангелие от Иоанна; гл. 9

7sinsbosch

Война как наказание для безбожной власти, уничтожавшей церковь:

«Кстати, знакомые батюшки не раз мне высказывали мнение, что за борьбу против церкви, которую вела большевицкая власть при попустительстве широкой публики, и была на страну послана напасть – Вторая мировая война. А в наказание! И для вразумления: все помнят, что Сталин провозгласил безбожную пятилетку, 1937–1942, к концу которой в стране не должно было остаться ни храмов, ни попов. Но как раз именно в 42-м коммунисты перестали душить клир и свой людоедский план отменили. Вообще, народ наш по-хорошему мало что способен понять… Но другого народа у меня для вас нет. Версия эта, насчет войны в наказание, – спорная, есть над чем репу почесать…»

http://www.gazeta.ru/column/svinarenko/3288953.shtml

* * *

Земная твердь разверзлась 1 ноября 1755 года. По современным оценкам, погибло не менее 100 тысяч человек. Катастрофа произошла в католический праздник, День Всех Святых, да еще в тот момент, когда в храмах служили обедню. Гете, которому было тогда шесть лет, на склоне жизни вспоминал, говоря о себе в третьем лице:

Мальчик… был подавлен. Господь Бог, вседержитель неба и земли, в первом члене символа веры представший ему столь мудрым и благостным, совсем не по-отечески обрушил кару на правых и неправых. Тщетно старался юный ум противостоять этим впечатлениям; попытка тем более невозможная, что мудрецы и ученые мужи тоже не могли прийти к согласию в вопросе, как смотреть на сей феномен.

<…>

Среди множества комментариев к гаитянской трагедии выделяется колонка обозревателя New York Times Дэвида Брукса. Он пишет о том, что горе Гаити не природного происхождения. Беда страны – беспросветная бедность. Это из-за нее дома там строились на честном слове, а спасательные работы исключительно сложны, потому что нет ни инфраструктуры, ни государственных служб чрезвычайной помощи. Там нечего восстанавливать. Эту страну надо отстраивать заново. Брукс надеется, что гаитянское землетрясение даст мировому сообществу толчок – опять «толчок»! – к пересмотру нынешней тщетной стратегии борьбы с бедностью.

Источник

* * *

Бедность – порок, и землетрясение – кара за него. Патриарх Кирилл вновь ставит под вопрос укоренившийся «нравственный стереотип»

… в далеком от Гаити Казахстане, устами своего предстоятеля, Патриарха Кирилла (Гундяева), РПЦ МП высказалась в том, духе, что трагическое бедствие было послано народу Гаити, погрязшему в бедности, других пороках и не сумевшему «реализовать себя».

В переводе с церковно-гомилетического на нормальный русский язык смысл этого пассажа следующий: покарали народ Гаити свыше за бедность, наркоманию и другие пороки, возникшие на этой почве.

При всей житейской «сермяжности» этой логики к данному патриаршему высказыванию было привлечено повышенное внимание. Многие даже абсолютно секулярные аналитики обратили внимание на некоторый диссонанс подобной логики и высокой евангельской морали. Ясно, что бедность и нищета сами по себе не могут быть признаны позитивными явлениями, однако все же никогда ни православная, ни католическая традиция не ставили в вину бедным их бедность, или даже нищету. Более того, можно вспомнить, что на Всемирном русском народном соборе (а это, как все мы хорошо знаем, – проект тогда еще митрополита Кирилла) в 2007 году обсуждалась проблема бедности и борьбы с ней. И тогда же двусмысленно было заявлено, что бедность – проблема социальная, порождена она в значительной степени тем, что на другом общественном полюсе скопились значительные богатства, и призвал к решению этой проблемы тех, в чьих руках находится это решение, — бизнесменов-нуворишей и государство.

Но на Гаити, судя по высказываниям Патриарха, все совсем наоборот; постановления ВРНС на эту «проклятую» страну не распространяются. Бедность здесь никакая не социальная проблема, а лишь свидетельство некоего очень расплывчатого и непонятного «кризиса духа». Ведь гаитяне только тем и занимались, что жили в нищете, наркоманили и страшным культом Вуду увлекались. Как они при этом еще умудрялись физику-математику у питерских профессоров изучать, сказать трудно.

Статья В.Емельянова на Портал-Кредо.ру

* * *

Бедные не могут строить сейсмоустойчивые дома и создать адекватную инфраструктуру — службу спасения, госпитали и т.п. Они погибают в бо’льших количествах, чем богатые. Уносят с собой в могилу ни в чем не повинных детей, которые не могут выбирать между бедностью и богатством. То есть получается, так или иначе, что это наказание за бедность.

В то же время религиозные писания часто на стороне бедных и не призывают к богатству.

«Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк.6:22)
«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай» (Матф., 19:24)
Буддийские монахи тоже не занимаются активно развитием инфраструктуры.

Возникает некоторое противоречие (характерное не для всех религий и не для всех направлений внутри одной религии): бедность не порок, но бедные страдают больше, в том числе и от воздействия природных катастроф, которые, вроде бы, находятся в ведении высших сил, а не являются результатом человеческого грехопадения (которым можно объяснить плохое отношение людей друг к другу).

Видимо, это противоречие отразилось в позиции Патриарха, которому затруднительно четко сформулировать свою мысль, не противореча вероучению.

* * *

«Тогда пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам…»

Евангелие от Луки (13:1 — 5)

* * *

«Природные катаклизмы — отличный повод вспомнить о гневе Господнем. Вот и наши православные активисты не заставили себя долго ждать.

Исландский вулкан, отравивший жизнь тысячам авиапассажиров по всему миру, оказывается, выразил свой протест против засилья язычников в самой Исландии, а также гомосексуалистов в Европе. И сделал это по прямому наущению Всевышнего.

<…>

Однако не приписывать природные катаклизмы гневу Создателя можно и не будучи атеистом. Когда в Исландии в 1000-м году от рождества Христова собрался альтинг, чтобы решить, стоит ли исландцам отречься от своих грозных богов и принять христианство, один из вулканов проснулся и изверг лаву. Противники христианства обрадовались: наши боги разгневались и не желают терпеть никаких нововведений! Однако один из участников высокого собрания годи Снорри напомнил, что почва, на котором оно проходит, в основном состоит из лавы. Неужели вся Исландия — продукт божественного гнева? Аргумент его подействовал, и исландцы дружно обратились в новую веру».

Полностью здесь

* * *

Великое Лиссабонское землетрясение
1755 года уничтожило в городе почти все церкви, но практически не задело улицу, на которой располагались дома терпимости. Многих верующих это глубоко потрясло.

Источник

* * *

В Википедии:

Последствия землетрясения не ограничились разрушенными домами. Лиссабон был столицей религиозной католической страны, строившей множество церквей и занимавшейся миссионерством в колониях. Более того, стихия обрушилась на город в важный католический праздник и разрушила почти все церкви. Эта катастрофа с новой остротой поставила перед философами и теологами XVIII века вопрос о «жестокости Бога».

Землетрясение сильно повлияло на мыслителей эпохи Просвещения. Многие философы того времени упомянули это событие в своих произведениях, особенно Вольтер в «Кандиде» («Оптимист») и «Поэме на бедствие в Лиссабоне». Прихоть стихии навела вольтерова Кандида на сатиру в адрес идеи, что мы живём в «лучшем из возможных миров»; как написал Теодор Адорно, «Лиссабонское землетрясение излечило Вольтера от теодицизма Лейбница». Ныне по влиянию на философию и культуру Лиссабонское землетрясение часто сравнивают с Холокостом.

Концепция божественного вмешательства, хотя она и существовала до 1755 года, была разработана в философии Иммануилом Кантом как часть его попыток осмыслить чудовищность землетрясения и цунами.

* * *

А вот неизбежные рассуждения о «божественном наказании» в связи с событиями в Японии:

«Тут не восторг, тут эмоциональная лихорадка, вызванная близостью чуда, явного и грозного. Слезы сочувствия к пострадавшим не способны застить нам глаза и сознание настолько, чтобы мы перестали замечать очевидные вещи: Бог хранит Россию от внешних «наездов». Защищает от притязаний, которые выплескиваются через край — из области разумного в сферу чистого нахальства. Унижать Россию не рекомендуется. Доказательства этого настолько впечатляющи, что оторопь берет. <…> Известно, какие трагедии обрушивались на нашу страну, когда власти и народ теряли веру, страх, уважение к корням. Не все теряли, разумеется. А страдают все. Безвинные — чтобы образумить виновных». «Известия»

* * *

Сложно человеку ответить на вопрос «Почему так происходит?». Японцы, жители других стран, сейчас задают такие вопросы. Почему произошло то или другое? Но человек и Бог – это не равные партнеры. Господь нас создал, дал нам жизнь, дал нам мир. Мы за это должны быть благодарны.

И что бы не происходило, мы не можем становиться в позу судьи и спрашивать у Бога: «Почему Ты это допустил?». Может быть, что-то нужно оставить без ответа? Господь – наш небесный Отец и мы должны всегда с любовью и доверием относиться к Нему. По возможности, от многих опасностей надо себя ограждать, но если эта опасность посетит, пострадавший должен переносить это с терпением, а кто остался невредимым – помочь нуждающемуся.

Священник Николай Дмитриев, клирик Японской Православной Церкви.

Отсюда

* * *

Так или иначе, но во всех этих высокодуховных реакциях на чужое несчастье властно звучит тема Божьей кары, наказания за грехи. Ну что ж, в контексте религиозного сознания действительно невзгоды принято рассматривать в категориях греха и искупления. И верующий человек действительно склонен рассматривать любую беду как наказание за грехи или испытание. Но только по-настоящему верующий так относится именно к СВОИМ несчастьям, а не к чужим. А такие, как эти, если что-то не дай бог случится с ними, первым делом закричат: «А меня-то за что?!» А вот если у соседа загорится сарай, они назидательно скажут: «Бог наказал. Не хрена было своих кур на мой огород пущать».

Да и вообще давно известно, что если Бог захочет кого наказать по-крупному, то он не насылает на него землетрясений и наводнений. Зачем? Это не наказания. Это всего лишь испытания, которые одних пригибают к земле, а другим дают шанс проявить все лучшее, что в них есть. А вот наказание — это когда тебя лишают рассудка, совести, вкуса и нравственного инстинкта.

Отсюда

* * *

Наше представление о том, что является причиной катастроф, прошло через несколько фаз. Раньше полагали, что катастрофы вызываются сверхъестественными силами — Богом или роком. Если это рок, но ничего поделать нельзя.

Наука стала объяснять эти события, и они лишились какого-либо специального смысла.

В настоящее время мы говорим о природных катастрофах, но все чаще возникает тенденция искать, кого можно в них обвинить. Представление о катастрофах как о природных событиях заменяется представлением, что это результат деятельности человека.

Our ideas about what causes disasters have gone through three important phases. Traditionally, catastrophes were attributed to supernatural forces. Throughout most of history, they were seen as acts of God or of fate. As acts of fate, they were portrayed as inevitable occurrences, whose destructive power could not be avoided.

The rise of secularism led to an important shift in the way that society understood disasters. The rise of science as the new source of knowledge altered people’s perception of disasters and they increasingly came to be defined as acts of Nature. Though science could explain why and how something happened, a natural disaster had no special meaning of its own.

In modern times, we still talk about natural disasters, but we increasingly look for someone to blame. As a result, the view that disasters are caused by acts of nature is being gradually displaced by the idea that they are the outcome of acts of human beings.

Источник

* * *

Есть ли нынешнее «страдание русского православного народа» наказание Господне? Признаюсь, я в этом не уверен. Можно и ошибиться, если всякое страдание (одного человека или народа) считать наказанием Божиим. На Голгофе было три креста, и это заставляет нас быть осторожными при оценке чьего-либо страдания. Разве Иисус Христос был распят в наказание от Бога? В длинной процессии страдальцев мы видим и пророков, и Апостолов, и многих святых праведников и праведниц. Понятно, что их страдания не были наказанием Господним. Они пострадали из-за грехов, но — не своих.

<…>

И в эту страшную тайну мы не можем глубоко вникать. Можно лишь искать сравнение мучениям русских в судьбе праведного многострадального Иова…

Святитель Николай Сербский (Велимирович) 1881-1956 Из сборника: «ПИСЬМА К ДУХОВНЫМ ЧАДАМ». (Написано в 30-е годы ХХ-го века, но не потеряло своей актуальности и сегодня)

Полностью здесь

* * *

Владимир Легойда, глава синодального информационного отдела:

Говоря, что Бог наказывает человека за грехи, мы не имеем в виду, что злобный демиург рассердился и решил убить три тысячи человек. На самом деле это человек дошел до такого состояния, что против него начинает восставать природа, техника дает сбои. Почему Церковь сегодня говорит о модернизации? Потому что модернизация – это не проблема техники, не проблема технологии, а проблема человека. Наша планета в этом смысле предельно антропоцентрична: в основании любой проблематики находится человек. Если техника дает сбои – виноват человек. Природа гибнет – виноват человек. А если виноват человек – значит, он делает что-то не так. Нередко это «не так» связано с грехом.

Однако же здесь не идет речи ни о каком-то неизбежном законе холодного детерминизма, ни о мести человеку со стороны Бога. Господь обращает во благо даже злые действия со стороны людей, даже страшные катастрофы, случившиеся по человеческой вине, вследствие греховного отношения к жизни. Как сказал Святейший, в чернобыльской аварии «присутствовал перст Божий, ибо ликвидация этой катастрофы стала великим нравственным подвигом для тысяч людей».

Надо избегать плоского с нравственной, религиозной точки зрения восприятия причин природных, техногенных катастроф. В одном из интервью патриарх, комментируя прошлогодние лесные пожары, призывал не проводить прямой взаимосвязи между грехом и трагическим событием, например тем, что человек, допустим, дал взятку либо обидел соседа – и у него сгорел дом. Но грех людей перед Богом проявился в сфере их отношений к окружающему миру, природе.

Полностью здесь

* * *

Все вещи происходят из необходимости: в природе нет ни добра, ни зла.

Б.Спиноза

Источник

* * *

Иногда Бога Ветхого Завета считают несколько примитивным, антропоморфным отражением человеческих представлений. Но как раз этот образ Бога в Ветхом Завета парадоксальным образом дает реалистическуюкартину происходящего. Бог Ветхого Завета непредсказуем и не руководствуется человеческими представлениями о нравственности —  как и Природа:

Странные черты “гнева Яхве” всегда бросались в глаза. Прежде всего, во многих местах Ветхого Завета ощутимо, что этот “гнев” изначально не имеет ничего общего с нравственностью. Он “возгорается” и загадочным образом о себе заявляет как “скрытая природная сила”, как скопившаяся электроэнергия, разряжающаяся на того, кто слишком близко подходит. Гнев “непредсказуем” и “произволен”  Источник

(Цитата —  пересказ классического труда Рудольфа Отто “Священное”).

* * *

Прежде всего, во многих местах Ветхого Завета ощутимо, что этот “гнев” изначально не имеет ничего общего с нравственностью. Он “возгорается” и загадочным образом о себе заявляет как “скрытая природная сила”, как скопившаяся электроэнергия, разряжающаяся на того, кто слишком близко подходит. Гнев “непредсказуем” и “произволен”  Источник

(Цитата —  пересказ классического труда Рудольфа Отто “Священное”).

(О связи природных катастроф с повышением уровня религиозности):

«Ученые решили установить, как катастрофа повлияла на самочувствие и мировоззрение местного населения. Оказалось, землетрясение существенно изменило соотношение опрошенных, которые, по их словам, стали более религиозны».

Источник

* * *

Странные черты “гнева Яхве” всегда бросались в глаза. Прежде всего, во многих местах Ветхого Завета ощутимо, что этот “гнев” изначально не имеет ничего общего с нравственностью. Он “возгорается” и загадочным образом о себе заявляет как “скрытая природная сила”, как скопившаяся электроэнергия, разряжающаяся на того, кто слишком близко подходит. Гнев “непредсказуем” и “произволен” 

«Боги как медиазвезды, от них ждешь интересного, а не хорошего.» :)

Отсюда

* * *

Бог Ветхого Завета непредсказуем и не руководствуется человеческими представлениями о нравственности

…друзья Иова, утверждающие всеблагость Бога, не правы даже более, чем Иов, в глазах самого Бога, который в последней главе говорит Елифазу:  «…горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (42:7).  Иов был прав в споре с друзьями хотя бы в том, что не говорил о Боге как о ком-то известном, чей закон очевидно всеблаг и неизменен…
<…>
Бог  Книги Иова – это «имморалист», чье восхваление жизни и презрение к ходячей нравственности  предвосхищает Ницше. На пути к этому высшему имморализму, или, точнее, трансморализму, мы проходим две стадии: от безжизненного морализма – через живую мораль – к сверхморальному, к самому Древу жизни.   Морализм – это мораль, уничтожающая правду, красоту, трагизм жизни, подменяющая нравственность догматами, правилами, рассудочными схемами, как у друзей Иова.

М.Эпштейн

Источник

 

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Апрель 23, 2010 в 22:03

    В этом мире мы сами творцы своих судеб и влияем на судьбы других. А наказание ждет нас у порога этого мира. И это справедливо.

  2. Апрель 24, 2010 в 07:32

    Хотя, с другой стороны, в священных книгах наказание настигает даже целые народы в этой жизни.

  1. Июнь 2, 2010 в 16:50

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s