Главная > Духовная культура, Наука, Религия > Научные подтверждения священных текстов

Научные подтверждения священных текстов


Что считать выходящим за рамки обычных возможностей человека, что именно может служить доказательством сверъхестественного происхождения священной книги?

В последнее время для указания на чудесное происхождение текста часто используются новейшие научные открытия. Например, теория Большого Взрыва сравнивается с библейским рассказом о сотворении мира.

В Талмуде говорится о десяти миллиардах звезд, и, по некоторым данным, это число сравнимо с данными науки.  Как пишет современный исследователь Талмуда Б. Циммерман, «Соответствие между данными Талмуда и современной астрономии просто поразительно».

Но стоит ли полагаться на науку в делах религиозных — наука меняется, и завтра может оказаться, что эти данные неверны. Что делать тогда?

Если священный текст способен предсказать будущее, является ли это доказательством его сверхъестественного происхождения? Может быть, и нет, поскольку на это способны и писатели-фантасты — не будем же мы их считать пророками или гостями из будущего? Примеры предсказаний, содержащихся в фантастической литературе: Дж. Свифт в «Путешествиях Гулливера» писал о двух спутниках Марса и приводил из размеры и параметры орбит. Эти спутники были открыты более чем сто лет спустя и оказались точно такими, какими их описал Свифт. Русский фантаст Владимир Никольский в повести «Через тысячу лет» (1926 г.) предсказал, что первая атомная бомба будет взорвана в 1945 г. (и многие другие).

Иными словами, религия не должна опираться на научные достижения — религия и наука существуют в разных мирах, согласно мнению автора статьи.

По материалам статьи «Зачем религии наука?» Автор — Павел Амнуэль.
Газета «Троицкий вариант». N 13 (32). 7 июля 2009 г.

* * *

Было бы неверным привязывать конкретные научные положения, которые к тому же могут периодически меняться, к той картине мира, которая обнаруживается в сакральной Традиции. То есть когда речь идет о параллелях между традицией и современной наукой, то я не имею в виду, что где-то в недрах старых фолиантов скрыта формула E=MC2 и иные конкретные открытия. Подразумевается именно то, что Вы называете «философско-экзистенциальной проблематикой», общее отношение к внутреннему миру и космосу, отказ от механистического представления об устройстве Вселенной (более характерного для начальных этапов формирования европейской науки) и т.п. Отсюда

«…это заблуждение соединять какой-либо буддийский принцип слишком тесно с феноменами физики. Физические теории — лучший пример того, что все преходяще…

…продуктивный диалог — когда соединение происходит на более философском уровне»

Отсюда

* * *

[Оказывается подобные идеи высказывал еще бл. Августин]

Блаженный Августин — может быть, величайший из всех когда-либо живших религиозных мыслителей — обращал особое внимание на опасность, связанную с восприятием библейских текстов как научных трактатов; в его труде «О книге Бытия буквально» читаем: «Но при этом, в области предметов таинственных и весьма удаленных от нашего взора, — если бы мы прочитали что-нибудь написанное относительно таких предметов даже и Божественное, могущее в силу одушевляющей нас спасительной веры порождать новые и новые мнения, — мы не должны набрасываться ни на одно из них с такою твердостью, чтобы могли повалиться, если более тщательное исследование истины ниспровергнет его» *

——
* Saint Augustine.The Literal Meaning of Genesis, translated and annotated by John Hammond Taylot, SJ.New York:Newman Press, 1982. !:41

Цит.по Фрэнсис Коллинз. Доказательство Бога. Аргументы ученого. М.АНФ.2009.С.69

* * *

С точки зрения ученого отказ религии от полной приверженности научному факту может выглядеть как недостаток, как попытка ускользнуть от верифицируемости и фальсифицируемости.

Но с точки зрения религиозной слишком сильное упование на отдельный конкретный факт или модную научную теорию можно истолковать как мирской сиюминутный интерес в ущерб вечному и непреходящему.

* * *

Блаженный Августин — может быть, величайший из всех когда-либо живших религиозных мыслителей — обращал особое внимание на опасность, связанную с восприятием библейских текстов как научных трактатов

«Берегитесь, теологи, желающие сделать из вопроса о движении или покое Солнца и Земли догмат веры… Вы сами создаёте почву для ересей, считая без всякого основания, что писание гласит то, что вам угодно, и требуя, чтобы люди знающие отрешились от собственного мнения и неопровержимых доказательств».

Галилей

Источник

Кстати:

«Русское духовенство выступало с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века».
(Там же)

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s