Главная > Суфизм, Традиция, Четвертый Путь > Что есть сон, а что — реальность

Что есть сон, а что — реальность


Сон (в буквальном смысле слова) возвращает нас в архаические пласты психики, где рациональное восприятие ослаблено. Появление невероятных персонажей и невозможные события не вызывают критической реакции — «что-то здесь не так».

Сон — царство «нездравого смысла».

Здесь есть параллель с метафорическим сном, о котором говорится в духовных учениях. Человек, который не знает универсальных законов или не в состоянии их применить к своей ситуации (в частности, законов логики и принципов рационального познания, на которые опирается здравый смысл), по сути — спит.

Критическое мышление — шаг к пробуждению. Хотя этот принцип редко открыто провозглашается в духовных традициях, бывают и исключения:

27. Если вам не дано от природы критически мыслить, Ваше пребывание здесь бесполезно. (Г.Гурджиев)

Отсюда

* * *

Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.

Данте. Божественная комедия.

Когда в Традиции используется метафора сна для обозначения состояния падшего человека, то подразумеваются лишь определенные свойства сна — забывчивость, зыбкость и обманчивость, отсутствие ясных целей или ориентиров и осознанности. То есть это сон, который «опутывает ложью».

Когда Ибн Араби использует метафору сна, он подразумевает другие свойства сна, а именно — снятие завес, то есть ограничений обычного мира — в частности, пространственных и временных. Идеи здесь обладают способностью объективироваться — то есть превращаться в предметы (это также одно из свойств загробного мира, согласно ряду мистиков). Грань между духовным миром идей и материальным миром объектов становится более тонкой. Иными словами, это сон-откровение, в отличие от сна-лжи.

Можно взглянуть на этот мнимый парадокс — «пробуждение ведет к сну» — с такой стороны: архаическое состояние сна (в обычном смысле слова) связано с примитивным единством.  Разделение на множественность, упорядочивание
еще не произошло, логика и рацио пока не действуют. Любые ассоциативные ряды допустимы. Время и пространство здесь едино, а потому возможны перескоки из прошлого в будущее, из одной точки в другую и обратно. Это единобытие в хаосе.

Пробужденность — это возврат к первоначальному единству, но уже в новом, а не «сонном» качестве. Рациональность, аналитический (расчленяющий) ум задействованы, но они становятся частью единства, занимают положенное им место, не отрицая единобытия. Это единобытие в космосе, в отличие от хаоса. Творения Ибн Араби удивительным образом сочетают в себе визионерство и гениальную, и во многом вполне рациональную, философию.

* * *

Cон и отождествление, множественность «я», самовспоминание.П.Д.Успенский: 

В. Можно ли иметь какое-то понимание вместе с отождествлением?
О. Как много можно понять в состоянии глубокого сна, чем в сущности является отождествление? Если вы помните свою цель, осознаете свое положение и видите опасность сна, это поможет вам спать меньше.

*

Необходимо найти способы пробуждения, но перед этим вы должны понять, что спите. Сравните сон и бодрствование. Все идеи работы начинаются с идеи сна и возможности пробуждения. Все другие идеи, идеи из жизни, могут быть остроумными и тонкими, но всё это идеи спящих людей, выработанные для других спящих людей. Сон — результат многих вещей: разделения личностей, разных «я», противоречий, отождествлений, и прочего.

*

… само-воспоминание; это единственное оружие, которое у нас есть, единственное средство. Если мы стараемся помнить себя, если нам это удается, мы немедленно начинаем видеть новое и понимать новое — это значит, мы становимся более пробужденными.

Отсюда

* * *
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Оставьте комментарий