Главная > Суфизм, Человек, Четвертый Путь > Сущность и личность: попытка определения

Сущность и личность: попытка определения


Изучать человека как целое невозможно, так как человек подразделяется на две части. Одна из них в некоторых случаях может быть почти полностью реальной, другая в некоторых случаях может быть почти полностью воображаемой. У большинства обычных людей эти две части смешаны, и их нелегко отделить друг от друга, хотя обе они присутствуют и наделены собственным смыслом и содержанием.

В изучаемой нами системе эти две части называются сущностью и личностью.

Сущность есть врожденное, личность — приобретенное. Сущность представляет собственное, а личность — не собственное. Сущность нельзя потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно изменить почти полностью, Изменяя обстоятельства, она может быть утрачена или легко повреждена.

Для описания сущности мне нужно прежде всего сказать, что она является базисом физического и умственного строения человека.

Например, один по природе хороший моряк, а другой плохой; у одного музыкальное ухо, у другого нет; у одного способности к языкам, а другой их лишен. Это — сущность.
Личность есть все то, что так или иначе выучено, говоря на обычном языке, «сознательно» или «бессознательно». В большинстве случаев «бессознательно» означает путем имитации, которая, собственно говоря, играет очень важную роль в построении личности. Даже инстинктивные функции, по природе своей свободные от личности, содержат много так называемых «приобретенных вкусов», т. е. всякого рода искусственных удовольствий и неудовольствий, приобретенных путем подражания и воображения. Они играют очень важную и гибельную роль в человеческой жизни. По природе человеку должно нравиться то, что для него хорошо, а не нравиться то, что для него плохо. Но это так лишь до тех пор, пока сущность господствует над личностью так, как она должна господствовать — иными словами, когда человек здоров и нормален. Когда личность начинает господствовать над сущностью и человек делается менее здоровым, ему начинает нравиться то, что ему вредно, и не нравиться то, что для него во благо.

Это связано с тем главным, что может быть ложным во взаимоотношениях сущности и личности.

Нормальным образом сущность должна господствовать над личностью, и тогда личность весьма полезна. Но если личность господствует над сущностью, это ведет ко всякого рода ошибочным результатам.

Нужно понять, что личность также необходима человеку; нельзя жить без личности, одной сущностью. Но сущность и личность должны расти параллельно и одна из них не должна перерастать другую.

Случаи, когда сущность перерастает личность, имеют место среди необразованных людей. Эти так называемые простые люди могут быть очень добрыми, даже умными, но они не способны к развитию, открытому людям с более развитой личностью.

Случаи, когда личность перерастает сущность, часто обнаруживаются среди более культурных людей, и в таких случаях сущность остается в полувзрослом или полуразвитом состоянии.
Это означает, что вместе с быстрым и ранним ростом личности рост сущности может практически остановиться в очень юном возрасте, и в результате мы видим мужчин и женщин, внешне вполне взрослых, но чья сущность остается в возрасте десяти или двенадцати лет.

В современной жизни имеются многочисленные условия, которые очень благоприятствуют этому недоразвитию сущности. Например, слепое увлечение спортом, в особенности играми, может весьма действенным образом остановить развитие сущности, причем иногда в столь раннем возрасте, что сущность уже никогда не сумеет полностью оправиться в дальнейшем.
http://www.sufism.ru/4thway/books/razvitie.htm

Личность всегда смешана с сущностью.
http://www.sufism.ru/4thway/books/sovest1.htm

Сущность ближе к «материальной природе» (таб суфийской терминологии), или к генетически наследуемым качествам.  Можно ли отнести в таком случае группу крови к сущности? Видимо, нет. Подобные биологические унаследованные качества вряд ли играют какую-либо роль в духовном развитии. А термин сущность введен именно в связи с идеей духовного роста. Можно предположить, что к сущности относятся прежде всего те качества, которые возможно хотя бы в какой-то степени изменить (а упоминаемый Успенским слух, который слабо поддается изменениям, следует отнести к биологической базе сущности). А куда отнести, скажем, психологический темперамент? Изменить его вряд ли возможно, но он играет важную роль в формировании индивидуальности. То есть существуют природные, генетически наследуемые качества, которые являются биологической базой для формирования сущности.

Личностные качества более поверхностны, чем сущностные, в том, например, смысле, что в критических ситуациях они уступают сущностным. Человек может провозглашать свою готовность пожертвовать чем-либо для ближнего и искренне верить в свои слова, но наступает критическая ситуация и идеалы личности оказываются забытыми, а в права вступает сущность. Если развитие личности значительно опережает сущность, то различие между сущностным и личностными проявлениями может быть весьма заметным.

Личность – инструмент взаимодействия с социумом, отражение общественных идеалов и ценностей в индивидуальном бытии. В личности находится наше представление о себе, без которого взаимодействие с миром вряд ли возможно.

Сущность формируется преимущественно за счет жизненного опыта,  реальных ситуаций. Личность может формироваться и под воздействием книг или собственных размышлений и фантазий.

* * *

Вопросы:

1. Разве природное в человеке — сводится только к генетическому?
2. И разве наследование происходит только генетическим путем?

К чему, кроме генетического, сводится природное в человеке? Каким путем, кроме генетического, происходит наследование?

3. И наконец — с каких пор темперамент стал «наследуемым», тем более генетически?

Известный русский физиолог И.П. Павлов в основу классификации типов нервной системы положил три признака: силу основных нервных процессов — возбуждения и торможения; равновесие между этими процессами; подвижность этих процессов, то есть способность их быстро сменять друг друга. Согласно этому учению, сильному, уравновешенному, подвижному типу центральной нервной системы соответствует сангвинический темперамент; сильному, но неуравновешенному типу, у которого возбуждение преобладает над торможением, — холерический; сильному, уравновешенному, но малоподвижному — флегматический; слабому — меланхолический тип темперамента.

Родители нередко задают вопросы: хорошо или плохо, что ребенок, скажем, холерик, и можно ли изменить его темперамент? Во-первых, напомним, что тип темперамента наследуется и остается неизменным на протяжении длительного промежутка времени, а часто и всей жизни,
http://subscribe.ru/archive/home.child.preschool/200605/13060615.html

* * *

О суфийском понимании материальной природы (таб) можно прочитать здесь:

Психика, которая дана человеку от рождения, известна под названием «материальной природы». Иными словами, материальная природа представляет собой совокупность психологических особенностей, которыми человек наделяется при рождении. Она может быть описана как психологическая конституция, которую каждый человек наследует от своих родителей и предков. Необходимо отметить, что характеристики материальной природы оказывают огромное влияние на формирование нафса.

Как указывает ‘Аттар:

Что такое материальная природа?
Тащиться от одной грязной лужи к другой,
Подобно ослу, повторяющему свой путь
вновь и вновь.

По словам Руми:

Пожалей Иисуса, а не осла;
Не давай материальной природе одолеть твой разум.
Пусть она рыдает и причитает.
Возьми у нее и отдай своей душе.
Долгие годы ты был слугой у осла,
Довольно этого, ведь слуга осла шествует
позади него.

(ММ II 1853-55)

(И далее: http://www.psylib.ukrweb.net/books/nurbj01/txt01.htm )

* * *

Вы вероятно знакомы с понятиями fana-i akham, а также fana-i af’al и fana-i sifat? Не могли бы вы поподробнее рассказать о них?

Фана-йи сифат — исчезновение, упразднение атрибутов.
Фани ас-сифат — лишившиеся атрибутов, утратившие свойства, свидетельствующие о принадлежности к бренному миру.

Фана — растворение человека в Боге.

К сожалению, не знаком с остальными терминами. В основных справочниках их нет.

Связь описываемых Беннетом стадий с концепциями сущности и личности выглядит проблематично. У Худжвири встречается: «небытие того, что оскверняет сущность»*, но речь, скорее, идет о божественной сущности, а не о сущности в гурджиевском, психофизиологическом понимании.

Словом «сущность», как и «личность», называют все что угодно, поэтому и возникла эта тема — хотелось бы, введя хоть какие-то определения, уточнить их значение.
______________
* Худжвири. Раскрытие скрытого за завесой. М.2004, стр.29

* * *

Вообще, я совершенно не понимаю суфийских точек отсчета — т.е. таб, это то что мы не можем поменять, соответственно, это то, с чем не нужно особо работать — т.е. все произойдет само, мы ассимилируем вмененные параметры и перестанем их рефлексировать. Нафс немного смахивает на эгоцентризм и на чсв, т.е. некое самоволие, происходящее в неком беспамятстве, исступление, ослепление …

Материальная природа (таб) — наша биологическая природа, а точнее — психофизиология. По мере того, как ребенок растет, формируется его нафс (эго, самость). Каким именно будет нафс зависит от двух основных факторов: унаследованных качеств материальной природы и социального опыта. Суфийская психология здесь не слишком расходится с современными научными представлениями.

Нафс, возникающий естественным путем, без вмешательства Школы, это «повелевающий нафс», или нафс, «побуждающий ко злу», то есть низменная, примитивная душа. Этот вид нафса ближе всего соответствует понятию личности (или даже «ложной личности» в терминологии 4-го Пути).

Если у человека есть возможность развиваться, в нем начинает формироваться «нафс порицающий», или совесть (здесь также можно усмотреть параллель с учением Гурджиева).

На следующих уровнях развития нафс преображается в «душу успокоившуюся», исчезают отрицательные эмоции, доминирует состояние умиротворенности и покоя.

* * *

Сущность и личность, если использовать в качестве ориентира суфийскую психологию,  можно представить себе как уровни психической иерархии — различные, но неотделимые аспекты нашего внутреннего мира.  Сущность ближе к материальной природе, это более фундаментальная часть внутреннего бытия. Личность, хотя и базируется на сущности, формируется в социуме и представляет собой у большинства людей более поверхностный и легче изменяющийся слой психики.

* * *

Почему сущность «ближе к материальной природе»?

Потому что ребенок рождается с уже существующей «материальной природой» и зачатками сущности — задатками, склонностями, возможностями, потенциалом, которые коренятся в «материальной природе». Личности еще нет, она начнет формироваться позже. Под «материальной природой» здесь подразумеваются биологические основы организма. Это суфийский термин, который не следует путать с материальной природой в широком значении этого понятия, не имеется в виду неорганическая природа и т.п.

Есть ли в этой схеме место для духа? Конечно, есть. Дух проникает все уровни бытия — от материальной природы до высших проявлений психики. «Сердце» (калб), дух (рух), глубинное сознание (сирр) и скрытое сознание (сир-и-сирр) даны нам от рождения, присутствуют в скрытом виде в сущности, но раскрываются и начинают активно проявляться  только по мере того, как человек обретает зрелость, что невозможно без участия преображенной личности.

* * *

Если спросить, что это за «основы биологические» такие — вы снова про днк и темперамент говорить будете?

Из записи беседы с Гурджиевым:

Сущность не меняется. Например, у меня смуглая кожа, и я останусь таким, каким родился. Это принадлежность моего типа.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=41169#41169

Согласно современным научным представлениям, цвет кожи определяется (наследуется) генетически. То есть биологические основы сущности, как ее понимал Г., передаются именно таким путем.  Я, к сожалению, затрудняюсь понять, что именно здесь у Вас вызывает сомнение, и зачем суфизм противопоставлять достоверным научным знаниям, в частности, генетике.

Ваши соображения о «негенетическом наследовании» ни с чем у меня не ассоциируются:

Кроме генетического, природное главным образом представлено именно сущностью :wink: …
Наследование происходит и интер-психическим путем. Например болезни (а сказать точнее симптоматика) способны наследоваться через поколения. То есть при рождении человек воспринимает (наследует) некоторые реакции отдаленных предков. Сюда включается алкоголизм, суицидальность, умственные нарушения.
Устранение же этой симптоматики происходит путем психического исцеления.

Вообще странно от вас слышать попытки объяснения суфийских понятий через «генетику»

Алкоголизм, склонность к суициду, умственные нарушения во многих случаях связаны именно с изменениями в ДНК.

* * *

А что, наше представление о себе не зависит от жизненного опыта? А что, жизненный опыт может изменить сущность взрослого человека?

Без сомнения, наше представление о себе зависит от жизненного опыта. Личность формируется под воздействием опыта, как и сущность.
Разница в том, что изменения более легко происходят в личности. Например, новая книга порой подсказывает новые идеи, меняющие взгляды человека, и, тем самым, его личность. Личность более поверхностна, чем сущность, —  об этом говорит и этимология слова. Личина, или маска, необходима, но она относительно легко может меняться. Новые идеи становятся модными в обществе, и вот уже наша личность их «всецело разделяет и поддерживает». Новая мода — и они отбрасываются, а на их месте возникает что-то другое.

Сущностные, бытийные изменения так легко не происходят. К ним можно отнести, например, типичную реакцию на стресс. Или способность подключать разум в тех ситуациях, где человек привык полагаться на эмоциональную реакцию.

Я думаю, что это изменение сущности взрослого человека возможно (если речь не идет о таких качествах как цвет кожи или группа крови). Но чем старше человек, тем меньше вероятность такого изменения.

* * *

Возможно, путаницу вносит многозначность понятия сущность. Некоторые, как кажется, понимают ее как некую первозданную суть человека — что-то вроде «природы Будды», которая всегда прекрасна и всегда с нами, но ее затемняет нехорошая личность.

Но это не то, что имел в виду Гурджиев. Для Г. сущность — это природная основа человека, которая нуждается в развитии. В силу своей природности сущность представляется Гурджиеву чем-то более реальным, чем личность, которая вырабатывается путем подражания, то есть личность является результатом преимущественно социальных взаимодействий.

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s