Главная > Психология, Человек > Снять с себя тяжесть смыслоискания и отчаяние смыслоутраты

Снять с себя тяжесть смыслоискания и отчаяние смыслоутраты


Комментарий А.Эпштейна на Экклесиаста:

«…Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого…» (8:17).

Что же остается? Снять с себя тяжесть смыслоискания и отчаяние смыслоутраты, довериться Богу и с радостью исполнять те дела, смысла которых знать тебе не дано. Не мы сами создали себя смертными и задали себе повседневные дела и томительный путь жизни. Не на дела нужно уповать, а на Бога. Поэтому, ставя под знак плюса то же самое, что раньше стояло под знаком минуса, Экклесиаст не забывает прибавить ко всему имя Бога. Все сужденное человеку само по себе бессмысленно, но раз это дано Господом, то делай, трудись, пользуйся, веселись, наслаждайся, ибо все это дается тебе не по твоей воле.

Отсюда

* * *

Смысл — порождение ума, он тесно связан с человеческой деятельностью, с опытом повседневности. Поиск смысла коренится в насущных потребностях человека, даже если принимает возвышенные и отвлеченные формы. Активность живых существ наполнена смыслом — то есть направлена на достижение определенных значимых целей.

Можно ли переносить понятие «смысла» на неодушевленные процессы? Следует ли искать смысл среди звезд — искать некий универсальный вселенский замысел, имеющий к нам непосредственное отношение? Почему бы и нет, если веришь в «неравнодушную природу». Но тогда, по крайней мере, нужно иметь мужество и признать, что этот космический смысл, если он вообще существует, может быть человеку непонятен и показаться абсурдом. «Среди звезд нас ждет Неизвестное» (С. Лем).

* * *

Смыслообразование завязано на эго — нечто имеет смысл прежде всего с точки зрения важности для нашего «я». Если эго не столь активно, если происходит уход от эгоцентризма, то и прежние смыслы тоже начинают меняться и растворяться. Возможно, вместо них появляются новые. Или бессмыслие на этом уровне не кажется чем-то пугающим, а наоборот — естественным и неизбежным.

Отчасти по теме: обсуждение «дискриминации» здесь.

Также тема «Воля к смыслу»

 

* * *

Мужество, принимающее в себя отсутствие смысла, предполагает такое отношение с основанием бытия, которое мы назвали «безусловной верой». Она не имеет конкретного содержания, однако не лишена содержания вообще. Содержание безусловной веры составляет «Бог над Богом». Безусловная вера и ее последствие – мужество, принимающее в себя радикальное сомнение, сомнение о Боге – трансцендирует теистическую идею Бога.

<…>

Мистицизм не принимает всерьез ни само конкретное, ни сомнение по поводу конкретного. Он погружается прямо в основание бытия и смысла, оставляя позади конкретное, мир конечных ценностей и смыслов.

Пауль Тиллих

МУЖЕСТВО БЫТЬ

(Перепост с форума)

 

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s