Главная > Духовная культура > Мистические интересы Андрея Тарковского: дзен, Гурджиев, Кастанеда

Мистические интересы Андрея Тарковского: дзен, Гурджиев, Кастанеда


Из книги: Андрей Тарковский. Мартиролог. Дневники 1970 — 1986
Международный Институт имени Андрея Тарковского. 2008

Цитаты:

Вечером. Увлекся дзеном. Сейчас читаю чью-то диссертация или просто исследование о Коане. Очень интересно. (Стр.73)

* * *

«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (иератическом и магическом) языке намека и внушения нечто неизлагаемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине… Он — органическое образование, как кристалл. Он даже некая монада — и тем отличается от сложного и разложимого состава аллегории, притчи или сравнения… Символы несказанны и неизъяснимы, и мы беспомощны перед их целостным тайным смыслом» (Вяч.Иванов)

Вспоминается дзен-буддизм. А что же тогда, вернее: не такими ли качества обладает образ как таковой? (Стр.147)*

* * *

Перечитал Кастанеду: «Уроки Дона Хуана». Замечательная книга! И очень правдивая, потому что 1)мир совсем не такой, как нам он представляется, и 2) он вполне может стать другим при определенных условиях.  (Стр.195)

* * *

С огромных энтузиазмом читаю интереснейшую книгу (перевод в английского) Успенского «В поисках чудесного» об уроках Гурджиева. «Новая модель Вселенной» — его же книга, Успенского.

<…>  «Грех — это то, что не является необходимым».
(Слова Гурджиева из книги Успенского «В поисках чудесного») (Стр.320)

* * *

Надо серьезно заняться медитацией… буддизмом. А как было бы замечательно жить где-нибудь в Италии или в Швейцарии, а на отдых уезжать на Цейлон; пока просто приглядеться.

Да, не помню, говорил ли я о концепции Гурджиева? Я не поверил ей, т.к., будучи агностиком, столкнулся с «универсальной» концепцией конструкции вселенной и роли в ней человека. Я не верю всезнайкам Я допускаю веру, но не знание. А Гурджиев предлагает прямо-таки «метод» существования на основе конструкции, ясной автору от самого начала до самого конца, — что является бессмыслицей в рамках нашего причинного бесконечного мира. (Стр.346)

* * *

Дато Эристави дал мне экземпляр ксерокопии книги  Розенберга «Проблемы буддийской философии», начал читать. Говоря о «Сталкере» (единственный фильм, который он видел), Дато сказал: «И это не фильм, это — учение». (Стр.382)

* * *

Вчера, нет сегодня утром во время медитации снова увидел голубой свет. (Несколько дней тому назад Анжела посмотрела на меня и сказала: «Ты больше не видишь голубой свет?» «Не вижу», ответил я.) А сегодня утром снова увидел. Это хороший знак. (Стр. 457)

————————
* Тарковский приводит это же место из Вяч.Иванова в тексте «Запечатленное время» и далее пишет:  «Образ как наблюдение… Как тут снова не вспомнить японскую поэзию?!» Источник

Подчеркивания в тексте — авторские.

  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: