Роль юмора и иронии


«В иронии все должно быть шуткой и всерьез, все простодушно откровенным и все глубоко притворным. Нужно считать хорошим знаком, что гармонические пошляки не знают, как отнестись к этому постоянному самопародированию, когда нужно то верить, то не верить, покамест у них не начинается головокружение».

Фридрих Шлегель

* * *

Важнейшее свойство юмора – способность производить эмоциональное отстранение. Другим значимым качеством юмора является способность ослаблять напряжение, как в структуре одной личности, так и в процессе межличностного взаимодействия. Еще одним важным праксеологическим качеством юмора является способность личности достигать кратчайшим путем объективного взгляда на бытие и свое место в нем.

Согласно Ф. Шлегелю, ирония – это такое расположение духа, когда на все смотрят сквозь пальцы, бесконечно поднимаются над всем ограниченным, так же, как и над собственным искусством, добродетелью или гениальностью

Отличительные особенности иронии немецких романтиков – расширение понимания иронии до мировоззренческого принципа. Ирония, регистрируя противоречия во всем без остатка, как в сфере реального, так и идеального, помогает возвыситься над ними. Ф. Шлегель проводит весьма смелую параллель, говоря, что «ирония – внешняя форма парадокса».

И. Бабель подчеркивал: «У всякого глупца хватает причин для уныния, и только мудрец разрывает смехом завесу бытия».

Отсюда

* * *

От скольких бед нас спасает ирония, и как тяжела судьба людей, прямо взирающих на вещи.

А.Генис. Сладкая жизнь.М.Вагриус.2004.С.295

* * *

Тема «Сакральная роль смеха» на старом форуме.
Тема «Забавный разговор о смехе»

* * *

Посредством иронии происходит размывание твердой позиции, окончательности, завершенности — этих свойств грубого, материального мира. В этом плане ирония, как и смех в целом, подобен воде. Вода — древний символ очищения и возвышения*. Вода — чуть ли не единственный доступный нам объект, символически отражающий свойства более тонкого мира.

«Как уже отмечалось ранее, искусство может рассматриваться как некоторое пространство, в котором материальные объекты, а вернее, их семиотические «отпечатки», организуются по определенным законам, более свободным и пластичным, чем законы материального мира.

В чем особенность этой среды? В этом пространстве нет четких границ между различными объектами, там все может быть всем. Такая трансформация материального объекта или явления в художественном произведении аналогична превращению льда в воду: тая, он теряет свою неизменную форму, обретая при этом возможность принимать любую. По мнению Вячеслава Иванова, в художественном произведении происходит некое «освобождение материи». Сила искусства, как пишет Б.Л. Губман, проявляется в том, что «оно как бы возвышается над пространственно-временными пределами индивидуального существования в праве совершать свободный полет над любой точкой универсума, сопрягая явления, принадлежащие прошлому, настоящему и будущему в том порядке, который нужен для выражения авторской идеи»

Отсюда

Один из признаков мистического гнозиса — растерянность, смятение. В терминологии Ибн Араби — хира. Это слово также означает «водоворот» — вращение или кружение вокруг неподвижного полюса (Бога).

Хира это «особого рода растерянность суфия, который видит Бога во всем, который видит Единое множественным, а множественное Единым… явное скрытым и скрытое явным и прочие противоречивые вещи, но это не растерянность потерявшегося или непонимающего человека». ** Отсюда

Ирония представляется своего рода методом, вызывающим духовное смятение, разрывающим путы привычного восприятия и возвышающего человека до более тонких уровней бытия. Не случайно смеховому началу уделяется важная роль в духовной традиции, особенно в суфизме.

———————————————
* Живая, ключевая вода нередко представляется образом всеоживляющего благословения Божия (Исайи XII,3).В обрядовых омовениях Ветхого Завета вода служила образом нравственного очищения евреев, подобно тому, как крещение в Новом Завете служит образом таинственного очищения от грехов и духовного возрождения (Ев.от Иоанна III, 5; Ефес. V, 26 и др.)…  Как вода освежает и живит жаждущего путника, так и спасение человеческое есть чистый источник живой воды. Источник

**  А.Афифи. Та’ликат. — Ибн Араби. Фусус аль-Хикам. Ч.2. Бейрут, 1980

* * *

По словам. Е. Леца, «в какие-то моменты сатира (пародия, ирония) действенно и оперативно восстанавливает разрушенное пафосом». (Отсюда) (Непрямая цитата)

* * *

Сократическая иронияТонкое притворство незнающим, чтобы лучше узнать идеи других.(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней».СОКРАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ
тонкое притворство невежественным глупцом с целью лучше узнать мысль другого, чтобы потом доказать её ложность.* * *Призвание Сократа, открытое ему, как сказано в “Апологии”, дельфийским оракулом, т.е. в конечном счете самим богом Аполлоном, состоит, таким образом, в том, чтобы заставлять других осознать свое собственное не-знание, свою не-мудрость. Исполняя эту миссию, Сократ будет выступать в роли человека, который ничего не знает и простодушно расспрашивает других. Это и есть знаменитая сократическая ирония — притворное неведение; желая дознаться, есть ли кто-нибудь мудрее его самого, Сократ всякий раз с искренним видом просит собеседника разъяснить ему какой-либо вопрос, какое-либо понятие. В “Государстве” один из участников диалога говорит:Вот она, обычная ирония Сократа! Я уж и здесь всем заранее говорил, что ты не пожелаешь отвечать, прикинешься простачком и станешь делать все что угодно, только бы увернуться от ответа, если кто тебя спросит2.Недаром в своих беседах Сократ всегда предстает вопрошающим: “ибо он признает, что ничего не знает”, отмечает Аристотель3. “Принижая себя, — говорит Цицерон, — Сократ больше, чем следовало, уступал тем, кого собирался опровергнуть: думая одно и говоря другое, он находил удовольствие в подобном двуличии, что зовется у греков «иронией»”4. Но дело тут вовсе не в двуличии, не в умышленном притворстве, а в своеобразном чувстве юмора, не позволяющем неизменно принимать всерьез и других, и самого себя, поскольку все человеческое, включая и философствование, ненадежно и зыбко, так что здесь едва ли есть чем гордиться.П. Адо. Что такое античная философия. Иcточник
* * *
«Когда богиня Деметра тонула в скорби по потерянной дочери, то непристойные шутки «многоумной» Ямбы стали единственным средством, которое вернуло Деметру самой себе. Этот юмористический момент оказался настолько важным, что стал обязательной частью Элевсинских мистерий, где торжественные обряды смерти и возрождения сопровождались самыми земными, порою грубыми шутками и жестами».Семинар Энн Шерер «Юмор в психотерапии»Отсюда
* * *
Юмор, как армянское радио, любит отвечать на вопросы. Я подозреваю, что он для того и существует, чтобы найти выход из положения, когда выхода нет. В этот тупик, писал Бергсон, великий теоретик юмора, нас заводит инерция жизни: «Смешным является машинальная косность там, где хотелось бы видеть живую гибкость человека». Поступая автоматически, мы садимся не на стул, а на пол. Нам смешон дух, подведенный телом. Хайдеггер, говорят, засмеялся всего однажды: когда на Юнгере лопнули штаны. Подражая машине, особенно такой, как компьютер, мы и мыслим машинально — считая, как она, что все на свете делится на два.Гений юмора в том, что он возвращает нам парадоксальную человечность и выводит к новому. В этом я вижу ответ на коренной вопрос: смеялся ли Иисус Христос? Нет — если судить по словам евангелистов. Да — если судить по его собственным.Сам Христос, может, и не смеялся, но он острил, причем в те критические минуты, когда выбор между жизнью и смертью припирал Его к стенке. Завязший в традиции разум не дает нам ее преодолеть, юмор ее сносит, ибо он умеет сменить тему. (Поэтому не смеются фанатики — они никогда не меняют темы.)В сущности, юмор — это решенный коан. Чтобы найти ответ на вопрос, его не имеющий, надо изменить того, кто спрашивает. Христос ставит его перед вызовом, столь трудным и важным, что с новой высоты прежние вопросы кажутся недостойными решения.— Проблемы, — говорил Юнг, — не решают, над ними поднимаются.Именно так, радикально сменив масштаб, поступил Христос — удачно пошутив, Он спас блудницу от казни: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень».А.ГенисОтсюда* * *

Дух дышит, где хочет. Иоанн 3:8.

Дух дышит, где хохочут.
( См. также тему «Сакральная роль смеха» ) в старом форуме.

Интересно обратить внимание на таинственное связующее звено между реальностями земной — инобытийной — художественной. Это юмор — в широком значении.

У Гессе главный закон бытия бессмертных — это «вечный, божественный смех» (Г.;244), «рожденный неведомым человеку потусторонним миром выстраданного … юмора» (Г.;318-319), холодный, ужасный, нестерпимый для человеческого слуха смех потустороннего мира (Г.;335). Герою Гессе в его земной жизни доступен лишь отблеск этого волшебного напитка — юмор человеческий, слабый и прекрасный отблеск смеха божественного, инобытийного. «Божество бесстрастно» — оттого и холоден смех бессмертных. Человеку этого не дано, но он может достичь некоего подобия равнодушной вознесенности над несовершенством мира — благодаря юмору. Юмор — связующая нить между человеком и Богом, а мотив смеха один из доминантных в «Степном волке». Постижение смысла бытия свершится тогда, когда человек научится настоящему юмору — юмору висельника, ибо истинный «юмор всегда есть юмор висельника» (Г.;334). Парадокс в том, что восхождение к смехубессмертных совершается по мере проникновения в сокровенные глубины подсознания героя.

Если Гессе унаследовал концепцию юмора от романтиков, то генезис набоковского юмора восходит к романтической иронии опосредственно — через русский трагикомический юмор. И для Набокова, хотя смех не относится к экзистенциальным ценностям его мира, нозаключает в себе нечто инобытийное: «разница между комической стороной вещей и их космической стороной, — утверждал он, — зависит от одной свистящей согласной» (Н1.;1. 505). А в «Истреблении тиранов» писатель предложит фантастический способ уничтожение диктатуры — смехом.

По этому пути шел и Булгаков. В известном Письме Правительству СССР он не без гордости заявил о себе как о наследнике Салтыкова-Ще­дрина: я «СТАЛ САТИРИКОМ и как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима» (Б.;5.447). Булгаковская сатира, как известно, в Советской России ко двору не пришлась.

Но творец «Мастера и Маргариты» реализовал мистический потенциал сатиры. Гротесково-сати­ри­че­ское видение мира истинного художника всеобъемлюще, ибо оно проникает в духовно-ми­с­тиче­ский подтекст бытия. Сатирика отличает особый угол зрения: он видит уродливые сбои, искажения духовного идеала, которые и определяют нарушения нравственной нормы в «жизни действительной». Не случайно великие сатирики, такие как Рабле, Свифт или Мольер, были и великими мыслителями-философами. В произведениях Гессе, Набокова, Булгакова сатирический гротеск органично сплавлен с напряженным лиризмом, а порой и высокой патетикой.

Источник

См. также забавный разговор о смехе (из чата)

* * *

Далай Лама: я профессиональный весельчак

На протяжении всей жизни я сталкивался со многими трудностями , а моя страна и сейчас переживает критический период. Но я смеялся часто, и мой смех заразителен. Когда люди спрашивают меня, как я нахожу в себе силы смеяться, я отвечаю, что я профессиональный весельчак.
<…>
Если же вы смотрите на проблемы шире, вы просто понимаете, что плохого в ситуации, и вы принимаете ее. Такое отношение пришло ко мне из моей практики и из буддийской философии, которые помогают мне чрезвычайно.

Далай Лама «Мой духовный путь» («My Spiritual Journey»)

Отсюда

* * *

Мировой процесс, мыслимый как круговращение и вечный возврат, есть для богов Прокла предмет их смеха.

«Мифы говорят, – поясняет он, – что плачут боги не вечно, смеются же непрестанно, ибо слезы их относятся к попечению о вещах смертных и бренных, и порой они есть, порой их нет, смех же их знаменует целокупную и вечно пребывающую полноту мирообъемлющего действования… Смех мы отнесем к роду богов, а слезы – к состоянию людей и животных».

Источник

* * *

Камень из храма Дайхо-джи (Япония). Рядом с камнем изображен бодхисаттва-покровитель детей и путников Дзидзо.

Буквальный перевод:

Хохот
Смех до предела
Смех со дна живота
Смех по-настоящему
Смех до изнеможения
Когда смеёшься становишься наивным
Когда смеёшься все просветляется
Когда смеёшься бьют жизненные силы

«Настоящий искренний смех раздается из глубины вашего существа, из самого центра — хара. Настоящий смех звучит громко и раскатисто. И когда вы смеетесь искренне и глубоко, то громоподобные раскаты смеха, вырываясь из центра, прогоняют прочь всю тьму и зло из вашего сердца, просветляя вашу природу и природу вокруг вас. И когда вокруг не остается ни тьмы, ни зла, то ваша жизненная сила увеличивается».

* * *

Юмор и множественность «я». Юмор и логика недвойственности

— Какой аспект человеческой природы лучше всего коррелируется с юмором?

— Я думаю, такое уникальное качество, как амбивалентность, а также то, что мы имеем разные «я» и разные намерения.
<…>
— Как чувство юмора работает?

— Оно не только рассказывает нам о том, как понимать окружающий нас мир. Оно также говорит кое-что о границах понимания. Чувство юмора не может быть абсолютно нормальным. Оно должно отличаться от нормы и использовать прием несочетаемого. Несочетаемым, однако, не может быть что угодно. Оно должно быть уместным. Интересная особенность юмора состоит в том, что если в логике что-то может быть A или не A, то в юморе это что-то может быть и A, и не A.

Материал здесь

* * *

Юмор тесно связан с одним из наиболее фундаментальных типов человеческого поведения — влюбленностью…

Вообще говоря, женщины склонны оказывать предпочтение тем мужчинам, которые могут их рассмешить, тогда как мужчины предпочитают женщин, которые смеются над их шутками. Уровень женского смеха при мужской шутке может точно предсказать уровень привлечения для обоих партнеров.

Мужской смех, напротив, не предсказывает интереса в будущих взаимоотношениях ни для женщины, ни для мужчины.

* * *

(Автор статьи — психиатр, он использует юмор для тестирования пациентов. У людей с психическими проблемами часто нарушено и чувство юмора. С точки зрения эволюционного отбора кажется понятным, почему важно чувство юмора при выборе партнера — это один из признаков психического здоровья и определенного уровня интеллекта, что тоже немаловажно для выживания).

humor has much to do with that most fundamental of human behaviors—falling in love.

…in general, women tend to favor men who make them laugh, while men favor women who laugh at their jokes. Indeed, the amount of female laughter at a man’s jokes can accurately predict the level of attraction experienced by both partners. Presumably the interest expressed when a woman laughs at a man’s jokes spurs the man to additional interest. Bressler found that men’s laughter, in contrast, did not predict interest in future interaction on the part of either the woman or the man.

Источник

* * *

Юмор тесно связан с одним из наиболее фундаментальных типов человеческого поведения — влюбленностью… Вообще говоря, женщины склонны оказывать предпочтение тем мужчинам, которые могут их рассмешить, тогда как мужчины предпочитают женщин, которые смеются над их шутками.

Статья об исследовании на эту тему здесь (англ.)

Women like to date men who make them chuckle due to evolutionary differences, claim scientists.

They found that women’s brains show greater activity than men’s in reward-related regions in response to humour.
The finding is consistent with the idea that women have evolved to appreciate humour, whereas men have evolved to produce hilarity.
According to this view, women use a man’s ability to make them laugh as a way to judge his genetic fitness as a suitable partner and potential father.

* * *

Смех обладает для Батая мистической притягательностью, позволяющей выходить за пределы любой определенности, любого сковывающего нас проекта.

Отсюда

* * *

 [Обсуждение в форуме]

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s