Главная > Духовная культура, Суфизм, Традиция > Реальность — векторная величина

Реальность — векторная величина


Реальность – «векторная величина», а не предмет и не идея. Нет такого объекта, к которому можно приклеить ярлык «бог», и  идея бога лишь указывает нам направление.

Уму требуются предметы и идеи. Но всякий раз, когда интеллект, вооружившись хитроумными ловушками, обнаруживает тень чего-то подлинного  — всегда объект — и кричит: «вот оно, поймал!», в силках не обнаруживается ничего, кроме порождения интеллекта.

Бог внутри человека, учат мистики. Но и к внутренним объектам, точно так же, как и к внешним, не стоит прикреплять ярлык «бог». Даже самый сокровенный внутренний голос или глубинные переживания, постижения и открытия не могут быть богом. Все это лишь тень от тени, и, в силу самой своей объектности, они не могут выразить  Абсолют. Явления внутренней жизни могут служить лишь вектором, дорожным указателем, хотя иногда, увы, они превращаются в высшую ценность, то есть становятся идолом.

Что помогает не блокировать «векторность»? Сознание, которое не цепляется за объекты, но при этом не упускает их из виду; оно ко всему внимательно, ни на чем не задерживаясь; это направленное вглубь внимание без отождествления.

* * *

(Еще одна физическая аналогия)

Если «Аллах есть свет» (К.24:35), то почему же мы связываем с Ним надежду на массу покоя? :)

* * *

«Что помогает не блокировать «векторность»». В таком случае возникает вопрос: сочетается ли наличие подобного сознания с отождествлением «себя» с буддистами, суфиями или баптистами?

Подобное сознание не упускает из виду следующее: хотя все пути ведут (или должны вести) к одному, туда невозможно добраться, следуя одновременно по всем путям.

* * *

Иллюстрация из Руми:

Однажды ночью человек взывал: “Аллах! Аллах!”
Сладость на его губах всё возрастала от восхвалений,
пока какой-то циник не сказал: “Ну, как? Я слышал твои

призывы, а ответ ты получил хотя бы раз?”
Человеку нечего было на это сказать. Он перестал молиться и погрузился в беспокойный сон.
Ему приснилось, что он видит Хызра, наставника душ, среди густой зелёной листвы.
“Почему ты прекратил восхваления?”
“Потому что я ни разу не слышал ответа”.
“Эта устремлённость, которую ты проявляешь, и есть ответное послание.
Скорбь, из котороый ты взыскуешь,
влечет тебя к единению.
Твоя чистая печаль, желающая помощи,
есть тайный кубок.
Слушай, как собака воет, тоскуя о своем хозяине.
Это скуление и есть связующее звено.»

* * *

Духовная практика и метафизические размышления – это «трассирующие пули», которые указывают верное направление на вечно недостижимую, скрытую за горизонтом цель. Или, скорее, цель — Нечто — проявляет себя посредством «трассирующих пуль», иными словами, «пули» летят в нас.

* * *

Ниже — отрывок из книги П.Адо о Плотине.

Взгляд души растворяется в этом изначальном свете. Это как если бы душа видела свет своего собственного взгляда:

«Приходится уверовать, что видишь его, когда душа внезапно наполняется светом, идущим от Него, светом, который есть Он сам. И ты должен понять, что Он здесь, когда, подобно божеству, которое призывают в дом, он является и освещает нас. Без этого света душа лишена Бога. Освещенная, она обретает то, что ищет. В этом подлинная цель, к которой стремится душа: коснуться этого света, увидеть этот свет в данном свете,  не в каком-либо другом, а в Том самом свете, который дает ей зрение.  Душа должна видеть то, что ее освещает… Как этого добиться? Отринь все, что не есть свет» Плотин. Эннеады. V 3, 17, 28.

Надо видеть то, что позволяет нам видеть: таковы свет, но также и изначальное зрение, которые смотрят в глубинах нашего зрения.* Если жизнь на всех своих уровнях есть взгляд, то потому, что чистое присутствие, ее средоточие и источник, — это в некотором роде абсолютное зрение, полная прозрачность Блага для себя самого:

«Его существование — это в какой-то мере его взгляд на самого себя» (Плотин. Эннеады. VI 8, 16,19)

—————-
* Как по-плотиновски звучит ответ Гете Шопенгауэру, который изложил ему идеалистическую теорию зрения: «Что? Свет будет там, только когда вы его видите? Нет! Скорее вас не будет там, если свет как таковой вас не видит».

Пьер Адо. Плотин, или простота взгляда.М.,1991. Стр. 68, 69.

* * *

Мы покажем им наши знамения по странам и в них самих, пока не станет им ясно, что это — истина.

Коран (41:53)

Знамения — это еще одно название для «стрелок», указывающих направление в сторону Реальности.

* * *

Людям ужасно хочется устроить себе Истину так, чтобы на ней можно было покоиться, чтобы она была удобна и портативна! А она – живая, прекрасная, самобытная Жизнь, часто мучительная и неожиданная, все уходящая вперед и вперед от жадных человеческих вожделений и увлекающая человека за собою! Не для наслаждения и покоя человеческого она дана и существует, а для того, чтобы влечь человека за собою и отрывать его от привычной и покойной обстановки к тому, что выше и впереди! Не ее приходится стаскивать вниз до себя, а себя предстоит дотянуть и поднять до нее.

А. А. Ухтомский

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s