Главная > Духовная культура, Человек > Есть ли связь между добротой и духовностью?

Есть ли связь между добротой и духовностью?


Навеяно обсуждением китайской пословицы «Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным».

* * *

Голос «эзотерика»:

«Доброта, «добренький» — все это идеи, связанные с условной моралью. Не подменяйте морализаторством глубинный анализ человеческой души. Глупый, хоть и добрый, человек легко может причинить зло по недоумию. Только духовно продвинутый человек может быть по-настоящему добрым. А духовно продвинутый не может проповедовать ложное учение. Все зло и добро обычного человека находятся в одной плоскости, и различия между ними практически нет. Сегодня он добрый, а завтра — злой, в этом его качестве нет постоянства, как должно быть у подлинно духовного человека«.

Все так. Доброта обычного человека несовершенна. С высоты птичьего полета не отличишь доброты от злобности, поскольку у обычного человека они не так уж далеко расположены друг от друга.

Надо заметить, однако,  что мы ходим большей частью по земле, а не летаем в облаках. И в этой, земной, плоскости различие между добротой и злобой достаточно очевидно и имеет вполне реальные последствия.

«Голос эзотерика» утверждает, что доброта это производное условной социальной морали. Соглашаясь с этим отчасти, я позволю себе предложить другой, дополняющий, взгляд на этот вопрос. Для меня доброта связана с уровнем бытия, который отнюдь не у всех одинаков — вне зависимости от того, посещали ли они эзотерическую школу или нет. Некоторым просто повезло от рождения, и их уровень бытия выше, чем у других.

Под добротой я понимаю не только единовременный поступок (помочь кому-то, дать милостыню, не нагрубить и тому подобное), но и общую предрасположенность к тому, чтобы не вредить другим и себе.

У меня есть по крайней мере один внеморальный аргумент в пользу это гипотезы.  Гипотеза состоит в том, повторяюсь, что доброта связана с уровнем бытия.

Вот мой аргумент.

Существуют объективные нарушения в работе психики, результат болезни и деградации. Например, неврозы и психозы. И практически всегда болезнь психики выражается как нечто противоположное доброте. Раздражительность, мнительность, подозрительность, готовность оскорбить и уничтожить другого человека — вот характерные признаки клинической деградации психики.

Если и есть обратные примеры, когда психологические проблемы или психическое заболевание ведут к увеличению доброты, то они крайне редки и мне неизвестны. То есть злобность — характерный признак психической деградации и низкого уровня внутренней организации психики.

Исходя из этого можно предположить, что доброта является выражением более высокого уровня внутренней организации, чем злоба. Иными словами, доброта это один из признаков внутреннего развития и совершенства.

Болезнь и грех

Болезненные явления психики можно связать с понятием греха, согласно мнению одного священника.

«Неврастения, «нервность» и т.п. … просто виды греха и именно греха гордости… Можно ли  представить неврастеником человека смиренного, доброго и терпеливого. И обратно — почему неврастения выражается непременно в злобе, раздражительности, осуждении всех, кроме себя, нетерпимости, ненависти к людям, крайней чувствительности ко всему личному?»
(Св. Ал.Ельчанинов. Записи. — Париж.Имка-пресс, 1962. С.65)

Скорее всего, это некоторое упрощение — ставить знак равенства между грехом и болезнью и тем более связывать «неврастению» с одним грехом, гордостью. Но  в данном отрывке достаточно ясно показана общность симптомов болезни и греха. Деградация психики во многих (но не во всех) случаях ведет к отказу от доброты, сострадания и милосердия. Неужели верно и обратное — отказ от милосердия разрушает психику?

Понятно, надеюсь, что я не пытаюсь рисовать лубочную картинку «добренького» святого. Духовный человек вполне может в определенных ситуациях быть твердым и даже, при необходимости, жестким. Но духовное развитие так или иначе характеризуется противоположными болезни и греху качествами — смирением, добротой и терпением. Доминируют именно они.

* * *

Джунайд из Багдада: «Добрый человек, полагающийся на ощущения, лучше, чем так называемый суфий с дурным нравом«. (Не так уж далеко от китайской пословицы).

«Поскольку завтра каждый восстанет со своими прежними качествами, да не наградит Бог никого дурной натурой в этом мире!»
Абду-р-Рахман (известный также как Рахман-баба), орден Чишти.

«Кого Бог любит, тому дарует три свойства: щедрость моря, доброту солнца и смирение земли«.
Баязид Бистами

Не странно ли, что приходится убеждать в очевидном?

Люди, даже и с духовными интересами, в большинстве своем руководствуются не разумом или здравым смыслом, не сердцем и не опытом Традиции.

Примитивные импульсы нафса оказываются сильнее, чем любые книжные знания и громко провозглашаемые ценности, и легко подменяют их. Если нафсу нужны оправдания для собственной жестокости, он их обязательно найдет.

* * *

Реплика: «Самое интересное то, что если человек сознательно выбирает какую то одну позицию (например «быть добрым»), то он автоматически попадает во власть другой (зло)».

Тот, кто способен к сознательному выбору, в значительной степени защищен от автоматичности.

Если человек автоматически выбирает позицию «быть добрым», но при этом полон злобы, да еще и начинает силой навязывать свою позицию другим, у него есть все шансы угодить во власть зла. Впрочем, он из-под этой власти и не выходил.

* * *

Вопрос: «Является ли борьба с отрицательными эмоциями шагом к увеличению уровня бытия?»

Борьба всегда дело непредсказуемое, особенно с таким сильным противником, — неизвестно кто победит.

Но если человек понимает хотя бы умом, что его отрицательные эмоции большей частью абсурдны, если он не придумывает себе для них туманные оправдания, не проявляет жестокость по отношению к тем, кто рядом, ради «высшего блага», если он видит, что злоба есть злоба, какие ей торжественные названия ни давай, то это может быть шагом к обретению искренности, то есть изменению бытия.

* * *

По словам Вл. Соловьева, цель наша — не «сделать жизнь раем», а «не сделать жизнь адом».

Возвышенность целей (например, духовных устремлений) может вскружить голову, и начинается безжалостное хождение по чужим головам.

Обычная, бесхитростная доброта или ее отсутствие служит лакмусовой бумажкой, которая позволяет проверить, не случилась ли подмена, не создается ли «ад» под лозунгами «райской жизни».

* * *

Спуск в ад — вполне традиционный сюжет. Он был частью мистерий древности. Данте в «Божественной комедии» спускается в ад, прежде чем подняться в Рай. В психологии говорят о необходимости спуститься в ад подсознания, чтобы в конце концов обрести рай гармонии. Этот архетип также очень важен эстетически: обычно автор проводит своего героя через ад страданий, прежде чем даст ему ключ к раю счастливой концовки.

Существенный момент тут вот в чем. Участие в мистериях и посещение психолога или психоаналитика обычно дело добровольное. Проблемы начинаются, когда самозваные и непрошеные целители начинают насильственно применять этот сюжет.

Всесто того, чтобы спуститься в ад собственного подсознания, они туда силком затаскивают других.

* * *

О Силуане Афонском: «Сам Старец, явлением ему Христа, был научен переживать богоподобие человека. Людей вообще он воспринимал, как чад Божиих, как носителей Духа Святого. Дух Святый, как Дух и Свет Истины, в какой-то мере живет в каждом и просвещает каждого человека, и тот, кто пребывает в благодати, тот и в других видит ее, а кто не чувствует в себе благодати, тот и в других не видит ее.  Он говорил, что по тому, как воспринимает человек ближнего своего, можно судить о мере благодати, которую он носит в себе: <если человек в брате своем видит присутствие Духа Святого, то это значит, что и сам он имеет большую благодать, а если кто ненавидит брата своего, то это значит, что сам он одержим злым духом> (источник)

Вот истинно традиционный подход: видеть в человеке Дух, самодостаточную ценность, а не просто поле для своих экспериментов. Ненависть и презрение, какими бы благородными мотивами они ни прикрывались, это признак одержания.

Тот, кто видит в людях и в мире только дурное, сам пребывает в аду; поэтому он и видит вокруг себя только ад. И ему, конечно, хотелось бы и других туда пригласить.

Связь между духовностью и добротой здесь представлена вполне ясно. Ненависть это не просто внешнее эмоциональное проявление, это признак серьезных внутренних проблем, признак одержания злом. Доброта и милосердие, по сути, — признание того, что люди несут в себе Дух, даже если конкретный человек не всегда выражает это своим поведением.

* * *

Я бы не ставил знак равенства между агрессивностью и злобностью.

Агрессивность может быть особенностью характера, которую в некоторых случаях вполне можно использовать как созидательную силу.

Я также не имел в виду, что человек не имеет права на гнев или на страсть.  Видный суфий Наджмо’д дин Рази полагает, что нафс обладает двумя характеристиками — страстями и гневом. Он пишет: «Атрибуты страстей  используются, чтобы достичь выгоды, в то время как атрибуты гнева — чтобы избегнуть вреда. Необходимо достигнуть равновесия между двумя этими атрибутами… Излишество в том или другом ведет к недостаточности разума или веры».* Согласно суфиям, страсти и гнев это два крыла нафса, без которых он не может воспарить ввысь.

Таким образом, агрессивность может быть вполне необходимым качеством для человека определенного уровня. Но злобность, как я это понимаю, — излишняя агрессивность или извращение естественной агрессивности. В злобности нет необходимости, и она обычно приносит вред и самому человеку, и тем, кто находится с ним рядом. Злобность не поможет воспарить, это болезнь «крыльев» нафса.

Если искать, что в человеке  противоположно доброте, то это будет именно злобность, а не агрессивность.

—————
* Дж. Нурбахш. «Психология суфизма».М.1996. Стр.39

* * *

«Золотое правило» нравственности — попытка формализовать и описать доброту по отношению к ближнему. Применение этого правила требуется определенных бытийных навыков, развитием которых занимается и духовная традиция.

Применение З.п. требует самопознания и разотождествления с собой.

Требуется знать, чего ты хочешь и не хочешь, чтобы делать это или не делать этого по отношению к другим.

З.п. подразумевает способность ставить себя на место другого, что требует разотождествления с собственной персоной:

«Золотое правило в своей третьей (евангельской) формулировке предписывает не только себя ставить на место другого, но и другого ставить на свое место, т.е. осуществить обмен диспозициями. Применительно к примеру Канта это означало бы, что преступник должен не только помыслить себя судьей, но и судью помыслить преступником. При этом преступник должен поставить себя на место судьи не в качестве преступника со всеми обусловленными его положением чувствами и представлениями, а должен попытаться войти в роль судьи – не просто переместить себя на его место, продолжая оставаться преступником, а войти, что называется, в шкуру судьи, попытаться мыслить и действовать в логике судьи. Точно такую же процедуру он должен осуществить применительно к судье, превратив его чудесным образом в преступника. Это необходимо для того, чтобы преступник, поставивший себя на место судьи, всерьез понимал и принимал, что он в качестве судьи судит не себя, а другого, ибо теперь (в этой предписываемой золотым правилом игре) преступником является другой, а не он. В этой новой идеально сконструированной ситуации преступник, рассуждая последовательно и оставаясь в поле справедливости, уже не может аргументировать против судьи».

Источник

* * *

И не удивляйся словам, которые говорит оный святой в Отечнике, что «гневливый и яростный человек, если и мертвого воскресит, не принимается в Царство Божие»!

Преподобный Иосиф Исихаст. Изложение монашеского опыта

Источник

* * *

Обсуждение в форуме

Реклама
  1. Май 4, 2010 в 19:38

    «Есть ли связь между добротой и духовностью?»

    Между добротой и духовностью связи нет, а между духовностью и добротой — да.
    Дальнейший комментарий излишен. )))

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s